Россия превратилась в Государство Слежки

Россия превратилась в Государство Слежки

Корреспондентка "Гардиан" в Москве Мириам Эдлер сообщила о прошедшем в Лондоне вечером 14 мая симпозиуме советологов о Русском Государстве Слежки (Russia's surveillance state). 

Симпозиум проводился в рамках работы лондонского клуба "На передовой" (Frontline Club). Сообщает сайт клуба:

"Политика Холодной Войны никогда не казалась такой важной, как в 21 веке. Отношения между США и России опустились до новых низких показателей из-за разногласий по геополитическим горячим точкам. При этом Белый дом задает вопросы о задержании в Москве якобы агента-вербовщика ЦРУ.

Все это может казаться историями из прошлого. Однако в центре внимания оказывается безусловные высокотехнологические взаимосвязи по мере появления Русского Государства Слежки. 14 мая члены клуба "На передовой" провели обсуждение продвижения цензуры интернета, контроля за технологиями и их потенциальными воздействиями на свободу личности в России.

Дискуссия проводилась под председательством Миша Гленни, журналиста, занимающегося расследованиями, писателя, радио-репортера и эксперта по киберпреступлениям и глобальным мафиозным сетям. Он указал на потенциальные воистину орвелловские последствия:

"Невероятно, насколько быстро сейчас развиваются русские технологии - с точки зрения цифровых возможностей слежки. И это происходит не как отдельно взятое явление. Это развитие связано с тем, что происходит в других государствах по всему миру, включая Евросоюз и Северную Америку. А последствия этого воистину ужасающие".

За последние несколько лет Кремль запустил несколько программ под эгидой таких структур, как ФСБ (бывшее КГБ), МВД, а также таможенная служба и СВР для отслеживания и контроля всего того, что происходит в интернете.

Одна из самых последних программ, сказал Андрей Солдатов (в России его обвиняют в работе на ФСБ - КЦ), журналист, редактор и со-основатель сайта Agentura.Ru - информационного пула по разведывательным структурам - включает развитие софта для отслеживания социальных сетей и воздействия на общественное мнение в интернете.

Однако речь идет не только об интернете, добавил он, так как было объявлено об "амбициозной" программе стоимостью в 400 миллиардов рублей по приобретению беспилотников. Кроме того, государство проявило интерес в разработке технологий для распознавания голосов и лиц.

Между тем, сказала Ирина Бородан, журналист, занимающаяся расследованиями (в России ее также считают агенткой ФСБ - КЦ), зам редактора и со-основатель Argentura.Ru, сейчас реализуется "вторгающиеся в личную жизнь и опасные" меры в форме проверок глубокой упаковки (deep packet inspection), которые становятся нормой под предлогом борьбы с терроризмом.

Эта технология позволяет проникать в онлайн трафик людей и может считывать, копировать, а также изменять э-мейлы и вебстраницы в реальном времени.

Однако Эдвард Лукас, редактор отдела зарубежных новостей в лондонском журнале The Economist и автор книги "Обман: шпионы, ложь и как Россия дурит Запад (Deception: Spies, Lies and how Russia Dupes the West), поставил под сомнение возможности русских мощностей по обработке информации для анализа всего поглощаемого потока данных.

"У них невероятно высокие мощности для слежки, но есть ли у них возможности реального шпионажа, чтобы использовать все то, что они отслеживают?"

Затем в центре внимания участников дискуссии оказалась роль частного сектора. Были подвергнуты обсуждению скандалы, связанные с нарушением конфиденциальности информации Google в Китае, Blackberry в ОАЭ и Microsoft’s Skype, а также последствия скупки русскими фирмами компаний по разработке технологий слежки. Бородан сказала:

"Мы начали обращать внимание на программы слежки в 2008 году. Как я думала в то время, по этому вопросу в будущем будут много писать. Однако сейчас мы видим, что очень мало людей знает о Русском Государстве Слежки. Одновременно с разработкой технологий слежки мы сейчас обращаем больше внимания на компании, которые их закупают и на государственные программы, которые их поддерживают.

Вызывает беспокойство также сотрудничество между правительствами в глобальном масштабе с учетом приближения сочинской олимпиады 2014 года в свете пекинских репрессий в 2008 году. Солдатов сказал:

"Насколько нам известно, поставка телекоммуникационных технологий в связи с Сочи, включая технологии слежки, производится одной китайской компанией. Проблема в том, как контролировать экспорт технологий слежки, разработанных репрессивным режимом, на Запад или в другие страны с репрессивными режимами".

Это вопрос затрагивает русское влияние на государства бывшего Советского Союза, таких как Беларусь и государства Средней Азии, которые ввозят процедуры, техническую экспертизу и законодательство для шпионского перехвата информации, добавил он.

Хотя Америка в настоящее время вовлечена в свой собственный скандал, связанный с тайным приобретением записей телефонных разговоров в новостном агентстве АР, Лукас обратил внимание на то, что хотя цифровые мощности у США колоссальные, административные возможности намного скромнее.

Солдатов указал, что, например, американские телекоммуникационные операторы сами мониторят оборудование для перехвата информации в то время, как в России это оборудование устанавливается и мониторится исключительно ФСБ, и это именно та технология, которая экспортируется в другие страны.

Эта ситуация набрасывает "удушающее цифровое одеяло" на каждого, кто вовлечен в бросающуюся в глаза деятельность, например, по организации протестных акций. Лукас сказал:

"Сам факт, что вы пытаетесь что-то делать, привлекает внимание властей, а затем вы получаете человеко-цифровое взаимодействие, и они начинают за вами присматривать. Что делает ваша жена? С кем вы разговариваете? Где на вас можно оказать давление?".

Он добавил, что хотя частные лица имеют доступ к шифровальным и браузерным технологиям, которые предлагают анонимность, например, Тор, использование вами их может привлечь к вам еще более пристальное внимание. Солдатов указал, что в России Тор используется мало и что оппозиционное правительство все еще проводит обсуждения через Facebook.

В точки зрения глобальных масштабов Гленни отметил:

"Сейчас происходит гонка между конкурирующими компаниями по приобретению технологий слежки в Китае, России, Западной Европе, США. Эти технологии продаются Западом, в первую очередь те из них, которые обладают возможностями вмешательства в частную жизнь, в страны, которые, как известно Западу, будут использовать их очень неблагоприятным образом. Так происходит в Сирии. Так происходит в Египте.  По моему мнению, Россия, среди прочего, что она делает в области технологий слежки, участвует в этой закупочной гонке".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр