В ходе дискуссий вокруг политического процесса поморского лидера Ивана Мосеева московские "ученые" лживо утверждали, что поморы - это якобы потомки поселенцев из Новгорода, то есть скандинавского Холмгарда (Holmgard)
Помимо того, что Московия (Россия), как страна-завоевательница Новгорода, не имеет к Новгороду никакого отношения и не является его правоприемницей, согласно никем не оспариваемым научным данным, первые новгородцы появились в Бьярмии только в 12 веке. Сначала это были шпионы ("исследователи"), а затем новгородцы начали создавать поселения в уже населенной Бьярмии.
Между тем, согласно научным данным, территория вокруг нынешнего Архангельска была известна норвежским викингам (vikingene) из Норвегии как Бьярмия (Bjarmeland) еще по крайней мере с 9 века, когда там никаких новгородцев не было и не могло быть в помине. В 800 году норвежский король Оттар фра Хологаланд (Ottar fra Hålogaland) описывает свое путешествие на восток к устью крупной реки, впадающей в Гандвик (Белое море). К тому времени в устье было хорошо развитое поселение, которое позже завоевателями с юга было переименовано в "Архангельск". В 1021 году, то есть в 11 веке, Торе Хунд (Tore Hund) совершил набег на это поселение и окрестности.
Кто же были исходные жители бьярмского города "Архангельска"? Так как новгородцы заведомо исключаются, то это могли быть только эмигранты из Норвегии, которые занимались разработкой крупных серебряных рудников. Серебро они поставляли в Европу, в основном в Германию. В 1989 году около Архангельска был найден крупный клад монет. Большинство из них были немецкие, но были также английские, чешские, венгерские, датские, шведские и норвежские. Никакой Московией или даже Новгородом там и не пахло.
Даже чисто внешне высокие белокурые поморы совершенно не похожи на низкорослых темноволосых финно-угров новгородцев, а пpедставляют собой копию исходного насeления Норвегии.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр