Я не видал человека более сведущего в богобоязненности и более богобоязненного в постижении религии чем Мухаммад ибн Сирин.
Мурик Иджлий.
Сирин твердо решил после того как Анас ибн Малик предоставил ему свободу исполнить известную часть своей религии, И еще более утвердился в этом мнении после того как его ремесло начало приносить обильную прибыль и блага. А был он искусным жестянщиком в совершенстве владевшим своим ремеслом. И вот выбрал он себе в качестве будущей супруги вольноотпущенницу повелителя правоверных Абу Бакра Ас-сыдика по имени Сафийя.
Была она на заре своей юности прислугой, белоликая с проницательным сердцем. обладательница достойных качеств и благородных черт она внушала к себе любовь всякой кто знал ее из женщин Медины. Не превосходила ее в этом ни одна из девиц - сверстниц с которыми ее связывали узы юности и ни одна из более взрослых подруг в которой они видели образец превосходства ума и достойного поведения.. Более всего ее любили жены посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует ) и сейида Аиша несомненно в их числе.
Сирин явился к повелителю правоверных и попросил руки Сафии. И вот принялся Ас-Сыдик (да бкдет доволен им Аллах) разузнавать о состоянии веры и нравах просящего, подобно тому как нежный и заботливый отец начал бы изучать состояние сватающего его дочь. И это не удивительно , ведь Сафия заняла в душе Абу Бакра положение родного чада .Да и ко всему этому она была аманатом вверенным ему Аллахом. Он начал тщательно изучать все обстоятельства жизни Сирина, разбирая детали и подробности его жизненного пути. Первым из тех кого он расспрашивал о нем был Анас ибн Малик. (да будет доволен им Аллах). Анас отвечал ему -“ выдай ее за него и можешь не волноваться . Все что я могу сказать о нем это только то что он тверд в своей религии, хорош нравом и полон доблести. Нас связала судьба со времени его пленения Халидом ибн Валидом в битве “ Айну тамр” вместе с другими сорока отроками , я прибыл с ним в Медину , он был моей долей и я остался им доволен .
Ас-Сыдик согласился на бракосочетание Сафии с Сирином. Готовясь к свадьбе он проявил к ней самую теплую заботу словно нежно любящий отец и сыграл ей свадьбу которой редко удостаивалась какая либо другая девушка Медины. На их бракосочетании присутствовала большая группа благородных сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует ) . Было среди них восемдесят ветеранов Бадра и молитву за них возносил писарь посланника Аллаха -Убай ибн Кааб , и все присутствующие вторили ему Аминь, Аминь…Торжество было еще более приятным от того что трое матерей правоверных украсили его когда сопровождали невесту к жениху . Результатом этого благословенного брака был мальчик которым были оделены его родители и который стал по прошествии двух десятков лет одним из патриархов - табиинов, одним из выдающихся мужей Ислама. Это Мухаммад ибн Сирин . Давайте послушаем рассказ о жизни этого славного табиина с самого начала.
Мухаммад ибн Сирин родился за два года до конца правления халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах ). Он воспитывался в доме наполненном благочестием и богобоязненностью. Когда он достиг совершеннолетия став умным , проницательным, юношей он застал в мечети посланника Аллаха (да благославит его Аллах и да приветствует) немногих из оставшихся в живых благородных сподвижников пророка и выдающихся табиинов . В их числе были Зайд ибн Сабит , Анас ибн Малик , Умран ибн Хусейн , Абдулла ибн Аббас , Абдулла ибн Зубейр , Абу Хурейра. Он приблизился к ним исполненный жажды познания и жадно впитывал в себя их знания книги Аллаха и хадисы посланника Аллаха в их передаче , что наполнило его сознание мудростью и знанием и его душу благочестием и истиной. Вскоре семья юноши -уникума переселилась в Басру избрав ее местом постоянного проживания.
В те дни Басра была девственно молодым городом . Она была заложена мусульманами в начале правления халифа Фарука ( да будет доволен им Аллах). Басра воплощала в себе большую часть черт свойственных исламской умме той эпохи - она была и военной базой для армий мусульман сражавшихся на пути Аллаха она же представляла из себя и один из многочисленных центров обучения и наставления в религии Аллаха новообращенных иракцев и персов. И она же являла собой образец исламского общества старающегося. для жизни ближней так словно они будут жить вечно и ради жизни будущей усердствующего так словно они умрут завтра.
Мухаммад ибн Сирин в сврей новой жизни следовал двумя идущими параллельно, сбалансированными и уравновешивающими друг друга путями. Часть дня он посвящал приобретению знания и поклонению. Другую же часть он использовал для снискания необходимых благ мира сего в торговле. Как только засверкал рассвет и заблистал ближний мир всем светом его Господа он шел в мечеть Басры обучать и приобретать знания. Когда же являлась ночь опуская на мир сей свои покровы он выстаивал молитвы в михрабе своего дома и склоняясь над частями Корана плакал испытывая благоговение перед Господом, его глаза наполнялись слезами и сердце обливалась кровью. Так продолжалось до тех пор пока встревоженные душераздирающим рыданием домочадцы и соседи не приходили утешить его.
Даже будучи на рынке днем, занимаясь торговлей он не переставал наставлять людей относительно дел грядущей жизни и просвещать относительно дел этого мира. Он указывал им на то что приближает у Аллаху и детально разъяснял им то в чем они разногласили. При этом он время от времени рассказывал им какую либо занимательную историю в которой они находили отдохновение своим утомленным душам. И это нисколько не умаляло его достоинства и не умеряло его влияния на них. Аллах Славен Он и Велик одарил его твердыми убеждениями и хорошим нравом. И стоило людям небрегущим жизнью будущей увидеть его на рынке как один вид его заставлял их прийти в себя и они вспоминали Аллаха (Славен Он и Велик), и восхваляли и возвеличивали Его.
И его деловая жизнь была благом наставления людей в религии. Из двух возможностей предоставляющихся в его торговых делах он всегда выбирал то что являлось более оправданным с точки зрения религии даже если это приносило ему убытки.
Понимание тонкостей и нюансов религиозных вопросов и здравая точка зрения на то что можно делать а что нельзя вынуждала его к совершению поступков которые в глазах людей казались странными .Из их числа случай когда один человек ложно обвинил его в том что дал ему взаймы два дирхема, и что он отказался вернуть их. Этот человек сказал ему
- Поклянись что это не так- полагая что он не будет клясться из за двух дирхемов. Ибн Сирин отвечал
- Да конечно же поклянусь” и поклялся . Тогда люди сказали ему
-О Абу Бакр ты клянешься из за двух дирхемов? Ты который оставил вчера 40 тысяч дирхемов из за сомнения в том в чем не сомневался никто кроме тебя. Он отвечал
- Да я клянусь, я не желаю вскармливать его этим зная что оно запретно.
Кружок Ибн Сирина был местом снискания благ, благочестия и наставления. И если там упоминалось о человеке нечто дурное , то сразу же спешили вспомнить и нечто хорошее. из его дел.
Так однажды Ибн Сирин услышал как один из них ругает Хаджаджа после его кончины. Он подошел к нему и сказал : “Поистине Хаджадж отправился к своему Господу. И поистине когда ты предстанешь пред Аллахом Славен Он и Велик , то обнаружишь что самый отвратительный из грехов совершенных тобой покажется тебе более тяжким чем величайший из грехов совершенный Хаджаджем. В тот день для каждого из вас забот будет сполна. Знай же сынок что Аллах Славен Он и Велик отплатит Хаджаджу тем же, за тех кого он угнетал, также как Он отплатит подобным и тем кто унизил Хаджаджа. Так не обременяй же после сего дня свою душу руганью кого бы то ни было.
Однажды человеку который пришел к нему чтобы отправиться с ним в торговую поездку он сказал –“ О сынок! Бойся Аллаха (Славен Он и Велик). Бери из того что тебе уготовано на пути дозволенного. И знай если ты приобретешь нечто запретным образом , то все равно не получишь более чем было предписано тебе .
Что касается отношений Мухаммада Ибн Сирина с правителями династии омейядов то они были известны своей резкостью в отстаивании истины и следовании наставлениям Аллаха , Его посланника и имамам мусульман.
Так например известно что Умар ибн Хубейра Аль-Фазари - человек из династии омейядов , один из великих правителей иракейна послал как то к нему гонца с предложением посетить его . Ибн Сирин отправился к нему взяв с собой племянника. Когда он прибыл к нему правитель выказал ему великое радушие, осыпал почестями и оказал высочайший прием. Он расспросил его о всевозможных религиозных и мирских делах. Затем сказал
- О Абу Бакр в каком состоянии ты оставил жителей своего города?
- Я покинул их в состоянии полнейшего угнетения которое распространилось среди них и к которому ты остаешься равнодушным. В это время племянник толкнул его в плечо желая одернуть. Он же повернулся к нему и сказал :
- Не тебя спрашивают об этом но я держу ответ и поистине это не что иное как свидетельство, затем он процитировал: «Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете». ( сура Корова аят183)
Когда собрание завершилось и все разошлись Умар ибн Хубейра также тепло проводил Ибн Сирина как и принял оказав ему великое радушие и почет. Вслед за ним он послал ему пакет с 30000 динаров, но Ибн Смрин не взял их. Тогда племянник сказал ему
–Что мешает тебе принять дары правителя . На что он ответил
- Поистине он остался хорошего мнения обо мне. И если я причислен к добродетельным- как он обо мне думает то мне не следует брать это. Если же я таковым не являюсь каким он меня считает то мне тем более не нужно делать этого.
И вот пожелал Аллах испытать Славен Он и Велик искренность и терпение Мухаммада ибн Сирина. И Он подверг его такому испытанию которому Он обычно подвергает верующих. Случилось так что он однажды приобрел взаймы масла на 40000 дирхам. Когда он открыл один из бурдюков с маслом то обнаружил там мертвую разлагающуюся мышь. Он подумал про себя “- Поистине все это масло находилось в прессе и значит грязь не могла не распространиться на все остальное. Если же я верну его продавцу то возможно он продаст его другим. После чего он вылил все масло. И это произошло в то время когда он терпел огромные убытки Долг довлел над ним. Прошло время и хозяин масла потребовал вернуть ему его деньги , но ибн Сирин не смог сделать этого. Вскоре это дело дошло до правителя и он приказал посадить его в тюрьму до тех пор пока он не уплатит долг. Когда его заточение затянулось охранник тюрьмы сжалился над ним так как знал об обстоятельствах его задолженности и видел в нем огромную богобоязненность и его усиленное поклонение. Он сказал ему:
- Когда наступит ночь сходи к родным и проведи ночь там, а утром возвращайся. Можешь продолжить делать так и далее пока не освободишься.
- Нет клянусь Аллахом я не сделаю этого сказал Ибн Сирин.
Охранник спросил:
– Почему же да наставит тебя Аллах?
- Я не хочу быть помощником тебе в измене доверию к правителю.
Когда Анас ибн Малик находился при смерти он завещал чтобы Мухаммад ибн Сирин омыл его тело и совершил над ним погребальную молитву. Ибн Сирин в это время все еще находился под стражей. Когда он скончался люди пришли к правителю и сообщили ему о воле сподвижника посланника Аллаха и его слуги. Они попросили его освободить Ибн Сирина для исполнения завещания и он разрешил это им.. Но Мухаммад ибн Сирин сказал людям: «Я не выйду отсюда пока вы не испросите позволения у моего заимодавца. Ведь я был заключен в тюрьму по причине нарушения его прав. И он также позволил это ему. Только тогда он вышел из тюрьмы, омыл тело Анаса, завернул его в кафан и совершил над ним молитву. Затем он вернулся в камеру откуда и вышел, при этом даже не сходив повидаться с родней.
Мухаммад ибн Сирин прожил семьдесят семь лет. И когда его настигла смерть он был легок и свободен от бремени этого мира и полон припасов необходимых на пути к миру вечному.
Рассказывала как то Хафса бинт Рашид - а была она богомолицей
– Нашим соседом был Марван Махмали он был усерден в поклонении и старателен в подчинении своему Господу. Когда он умер мы сильно опечалились и вот однажды я увидела его во сне, я сказала ему
- О Абу Абдулла! Что сделал с тобой Господь твой?
- Ввел в рай, - отвечал он.
- А что потом спросила я.
- Потом поднял к приверженцам истины.
- А затем - сказала я.
- Затем возвысил и приблизил к опередившим - ответил он.
- И кого ты там увидал?
- Хасана Аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина, - отвечал он.