Накануне стало известно, что американским некоммерческим организациям - Национальному демократическому институту и Международному республиканскому институту - удалось тайно вывезли из репрессивной путинской России своих русских сотрудников на Запад. Ранее обе организации вынуждены были прекратить работу в России.
Сотрудник одной из НКО рассказал СМИ, что подтолкнуло граждан России бежать из этой страны тотального Зла.
"Обстановка начала накаляться после инаугурации президента России в мае. Сотрудники ФСБ и раньше "вели" нас – мы знали, что они прослушивают наши телефоны, следили за нашими перемещениями. Но к концу прошлого года дело дошло уже до прямых угроз.
Закрытие USAID было "звоночком" для всех американских НКО в России. Как только появился текст "законопроекта о госизмене", мы сели его читать. Стало понятно, что при желании в "предательстве родины" теперь можно обвинить любого русского, сотрудничающего с американской НКО. Но мы надеялись на лучшее и продолжали работу.
К концу осени давление усилилось. В НКО зачастили с проверками: "пожарная инспекция", "трудовая инспекция" и так далее. Стали угрожать сотрудникам организаций и их семьям. Мы просили их показать документы, прислать официальные запросы, бумаги. Они каждый раз говорили, что "представляют закон" или "власть", сообщали, что считали нужным и уходили. Дошло до того, что людей стали поджидать в подъездах, у квартир.
О стукачестве на ФСБ речь уже не шла. "Этой возможности вы уже лишились, - сказали эти люди, - сейчас ваш единственный шанс – уехать. Мы даем вам время до "нового года". Иначе обещаем – вас увидят по всем телеканалам. Станете фигурантами первого громкого дела о госизмене"
Обещали создать проблемы и членам семей сотрудников. Особенно сильное давление было на молодых.
Отъезд проходил тяжело. Собирались быстро. Все ребята очень любят Россию и до последнего не хотели уезжать. Некоторые хотели оставить в России детей или кого-то из родни, но американская сторона советовала уезжать всей семьей, поскольку опасность преследований была очень высока.
На границе у некоторых тоже возникли проблемы – не хотели выпускать из страны.
Возможность уволиться из НКО всегда была. Никто нас не держал, но мы правда хотим быть полезными своей стране, хотим, чтобы она развивалась и менялась к лучшему. Мы видим, что от нашей работы есть польза.
Сейчас страха нет. Есть злость. И желание работать еще эффективнее. Печально, что в России сейчас сложилась такая ситуация. Больно на это смотреть, но бросать работу в НКО никто из уехавших ребят не собирается.
Пока не решено, в какой именно стране расположатся офисы NDI и IRI, вывезенные из России. Но ребята готовы работать из любой точки мира. Все говорят, что Россия была лучшим местом, но этой возможности людей уже лишили".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр