Глава 1. Напоминание о необходимости искренности и стремления к награде Аллаха
Искренность (الإخلاص) – это стремление к Аллаху Всевышнему, Единому, у Которого нет сотоварища, посредством поклонения Ему и отречения от всего, кроме Аллаха и очищение стремления и намерения от всяких целей этого мира. Таким образом, искренность – это очищение намерения и деяний от примесей многобожия.
От Умара ибн Аль-Хаттаба, رضي الله عنه, передается, что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Поистине, деяниям сопутствуют намерения, и поистине, каждому человеку то, что он намеревался. И тот, кто совершил хиджру к Аллаху и Его Посланнику, то его хиджра будет к Аллаху и Его Посланнику; а тот, кто совершил хиджру ради этого мира или женитьбы, то его хиджра будет к тому, ради чего он переселился» (Хадис согласован).
От Абу Мусы Аль-Ашари, رضي الله عنه, передается, что пришел бедуин к Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и сказал: «О, Посланник Аллах! Кто-то сражается ради трофеев, кто-то сражается, что бы о нем говорили, и кто-то сражается, что бы показать свою значимость», (в другой версии хадиса: «сражается, чтобы показать свою смелость, сражается из-за гнева»), — «и кто из них на пути Аллаха?» Сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم : «Тот, кто сражается, чтобы слово Аллаха было превыше всего, тот на пути Аллаха». (Хадис согласован).
Военное обучение предшествует джихаду и имеет те же цели. И брат-мусульманин в процессе обучения может быть ранен или убит, поэтому для него обязательно очистить свои намерения, чтобы целью его военной подготовки был джихад для возвышения слова Аллаха, чтобы сполна получить свою награду, если этого захочет Аллах. Вознаграждение, обещанное муджахидам, полностью связанно с условием, чтобы деяния были совершены «на пути Аллаха», то есть ради Аллаха.
Таким образом, нельзя проходить военное обучение или вести джихад ради популярности или чтобы показать свою значимость, чтобы говорили какой он отважный, а также нельзя иметь целью возвратиться на родину, стать известным, чтобы говорили, что он отважный муджахид, и что он превзошел своих сверстников.
Сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم: «Первым из людей предстанет перед Судом Аллаха в День Воскресения человек, павший шахидом, и когда его приведут, то ознакомят его со всеми милостями, которые дарованы шахиду, затем Аллах спросит: «Что ты сделал ради этого?» Он скажет: «Я сражался ради Тебя, пока не стал шахидом». Он скажет: «Ты солгал! Ты сражался ради того, чтобы о тебе сказали: «Храбрец», и это было сказано!» Потом будет приказано, и его поволокут лицом вниз, пока не бросят в огонь». (Муслим).
И не должен мусульманин проходить военную подготовку или участвовать в джихаде с целью достижения материальной выгоды, или лидерства и превосходства над другими. И если он будет убит прежде, чем достигнет чего-либо из этого, то потерпит убыток в этом мире и в последней жизни — и это явный проигрыш. Сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم : «Два голодных волка, выпущенных в стадо овец, не принесут больше вреда, чем стремление человека получить имущество и почет приносит его религии». (Передал Ахмад и Тирмизи с достоверной цепочкой от Ка’ба бин Малика, да будет доволен им Аллах). Смысл хадиса в том, что стремление материальным благам и почету, то есть к главенству, наносит ущерб религии больше, чем ущерб, который нанесут два голодных волка в загоне для овец. Что же останется от религии после этого?
И мусульманин не должен готовиться и совершать джихад с целью победы какого-то джамаата или какой-то партии, оставляя джихад, когда его совершает другая группа. Такой сражается не для того, что бы слово Аллаха было превыше, а для того, чтобы знамя его группировки или его джамаата было превыше, что является ‘асабиййей, фанатизмом времен джахилиййи, о котором сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم : «Какое вам дело до призывов времен джахилиййи? Оставьте их, поистине, они дурно пахнут». (Передал Бухари от Джабира ибн Абдуллаха). А также Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Кто сражается под знаменами своей нации, гневается из-за племенного фанатизма (‘асабиййа) или сражается из-за племенного фанатизма , тот не из моей общины». (Передал Муслим от Абу Хурейры).
А также сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم: «Кто будет убит под неясным знаменем, призывая к племенному или групповому фанатизму (‘асабиййа) или помогая из фанатизма, то его гибель это гибель времен джахилиййи». (Передал Муслим от Джундуба ибн Абдуллах).
И я говорю: таким людям нет доли в Последней жизни, хотя они и могут проявлять стойкость в сражении и помогать религии, как сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم: «Поистине, Аллах Могучий и Почитаемый поддержит эту религию людьми, у которых нет доли в Последней жизни». Передал Ахмад и Табарани от Абу Бакры, передатчики надежные. («Маджму заваид», 5/305).
Они есть среди тех, кто совершали джихад вместе с Пророком, صلى الله عليه وسلم, как например тот, который яростно сражался, но не смог стерпеть ранений и убил сам себя, после чего сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم : «Поистине, Аллах поддержит эту религию грешным человеком». (Передал Бухари от Абу Хурайры), и рассказ Умар ибн Аль-Хаттаб: «Когда в день Хайбара пришла группа сподвижников Пророка, صلى الله عليه وسلم, они сказали: «Такой-то стал шахидом и такой-то стал шахидом», пока не подошли к человеку и сказали: «Такой-то шахид». И сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم : «Нет, поистине, я видел его в огне, в одежде, которую он украл из трофея» (Муслим).
От Абдуллаха ибн Амра: «Был в окружении Пророка, صلى الله عليه وسلم, человек, которого звали Киркира. Когда он умер, Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم , сказал: «Он в огне». Люди подошли к нему и, осмотрев его, обнаружили плащ, который он украл из трофея». (Бухари) В «окружении» — означает «находящийся на содержании». Аль-Вакиди, упоминая этого человека, говорит, что он был черным, и следил за верховым животным Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, во время сражений, и он оказался в огне по причине воровства из трофеев (гулюль).
Во времена Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم , мунафики выходили на сражение вместе с ним, и расходовали средства, как тот, который сказал во время похода на Бану Мусталик: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные среди нас непременно изгонят оттуда униженных» (Аль-Мунафикун, 8) И те, которые злословили на сподвижников в походе на Табук, и относительно которых было ниспослано: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» (Тауба,65).
Что касается их расходования средств, то Аллах Всевышний говорит: «Скажи: «Станете ли вы делать пожертвования по собственной воле или по принуждению, — от вас все равно не будет принято, поскольку вы народ нечестивый». (Ат-Тауба, 53) И они вместе со своим джихадом и пожертвованиями «на нижайшей ступени огня, и ты не найдешь для них помощника». (Ан-Ниса, 145).
Из этого мы получаем много поучительных назиданий, среди которых следующие:
· На джихаде могут присутствовать мунафики, грешники, люди с испорченными намерениями, и те, которые не получат доли в Последней жизни, и такие люди были во времена Пророка, صلى الله عليه وسلم .
·
· Присутствие таких людей на джихаде не является оправданием для тех, кто отсиживается от джихада, мотивируя это тем, что в рядах муджахидов есть порочные люди. Джихад во времена Пророка, صلى الله عليه وسلم, вёлся вместе с такими людьми. Этому будет дополнительное пояснение в фетве Ибн Теймии.
·
· То, что человек участвует в джихаде и расходует имущество на пути Аллаха, не является достаточным указанием на его праведность, особенно когда есть доказательства его порочности. И, поистине, мы видели людей, подверженных порокам, совершающими джихад и расходующими средства.
·
И если все это имело место при жизни Пророка, صلى الله عليه وسلم, то что говорить о сегодняшнем дне? И поистине, сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم: «Какие бы тяжелые времена ни наступили, за ними придут более худшие, и так до тех пор, пока вы не встретитесь со своим Господом». (Передал Бухари от Анаса).
Цель всего сказанного, чтобы мусульманин остерегался зла своей души и испорченности намерений, и тот, в намерении которого появилась испорченность или примесь, пусть поспешит исправить и очистить сво1 намерение и не даёт шайтану пути к своей душе, чтобы он не испортил его деяний и его джихада. Сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم: «Поистине, Шайтан двигается в теле сына Адама по кровеносным путям». (Хадис согласован). И сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم: «…потом они будут воскрешены на своих намерениях». (Хадис согласован).
Взгляни на следующий хадис от Анаса, который указывает на исправление намерений, который сказал: «И если человек принимал Ислам, не желая ничего, кроме этого мира, то в скором времени Ислам становился любимей ему, чем этот мир и все, что в нем есть». (Передал Муслим). Так береги же своё чистое намерение, чтобы получить пользу от своих дел и своего джихада. Ведь поистине, шариат связал награду за джихад с чистотой намерения муджахида, как сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم:
«Аллах гарантировал тому, кто вышел на Его путь: «Если он вышел только ради джихада на Моем пути, с верой в Меня и утверждением мисси Моих Посланников, то Я гарантирую ему, что введу его в Рай или возвращу его домой, из которого он вышел, с тем, что он приобрел из награды или трофеев» (Передал Муслим от Абу Хурейры).
Сказал Аллах Всевышний: «Скажи: «Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь». В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, что бы между ней и ее злодеяниями, было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам». (Аль Имран, 29-30)
Поразмышляй о брат мой мусульманин о нижеприведенных аятах, и ты непременно узнаешь о воздействии правдивости намерений в укреплении перед сражением с врагом, и в ниспослании победы. Сказал Аллах, Могущественный и Почитаемый: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом (в Худайбийи). Он знал, что у них в сердцах и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой, и многочисленными трофеями, которые они возьмут. Аллах Могущественный, Мудрый». (Фатх, 18-19).
Слова Всевышнего «Он знал, что у них в сердцах» означают искренность намерения выполнить то, на что они присягнули — а это «присяга довольства» при Худейбии — когда мусульмане присягнули на стойкость и отказа от бегства даже под угрозой смерти, где наградой за искренность намерения послужило «ниспослание им покоя» — спокойствие на поле боя, которое указывает на то, что они хранили в сердцах решимость не отступать в бою, и это послужило им помощью. (Фатху-ль-Барий, том 6, стр.118)
И вместе со спокойствием «Он вознаградил их близкой победой и многочисленными трофеями», что является очевидным. Этот аят служит доказательством того, что Аллах вознаграждает искреннего в намерениях человека в этом мире, помогая ему в благих делах, и т.п., не говоря уже о награде в Последней жизни.
К признакам искренности намерения относится неизменность твоей решимости подчиняться Аллаху не зависимо от того, хвалят тебя за это люди или порицают; твоя стойкость не зависимо от того, дают они тебе что-то или нет; твоя стойкость даже если тебя оставили те, кто шёл с тобой по пути джихада; и ты не чувствуешь себя одиноким из-за малочисленности идущих. Сказал Аллах Всевышний:
«Мухаммад является всего лишь посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаграждает благодарных». (Аль Имран, 144).
И если что-либо из этого оказывает воздействие на твою решимость и стойкость, то ты действуешь не ради Аллаха Всевышнего.
Вместе с правильным намерением мусульманину в этом положении необходимо знать, что какое бы усилие он не проявил на джихаде, будь оно в малом или большом, это праведное деяние, и совершивший его будет вознагражден, если этого захочет Аллах, не зависимо от того, достигнет ли мусульманин желаемой победы и власти на земле, или не достигнет.
Сказал Аллах Всевышний: «Это – потому, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Поистине, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро. Какое бы большое или скудное пожертвование они ни делали, какую бы долину они ни пересекали, это записывается им, дабы Аллах воздал им большим, чем то, что они совершили». (Тауба, 120-121).
Военная подготовка подпадает под этот аят, так как подготовка – это усталость на пути Аллаха, расходование средств, пересечение долин на пути Аллаха, и подготовка без сомнения – это шаги, вызывающие гнев кафиров. И поэтому мы мусульмане будем поклоняться Аллаху посредством полноценных приготовлений и подготовки, как мы поклоняемся Ему, Свят Он, непосредственно сражаясь, совершая молитву и пост; и эта мысль должна присутствовать в душе каждого брата-мусульманина, приступающего к подготовке, повинуясь и подчиняясь словам Всевышнего: «И приготовьте против них сколько можете силы». (Анфаль, 60)
Подготовка и джихад относятся к лучшим делам, посредством которых можно приблизится к Аллаху, они лучше всех дополнительных дел. Сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم : «Пребывание на рибате в течение одних суток лучше, чем месяц поста и выстаивания молитвы, и тот, кто умрет на рибате, будет получать вознаграждение за свои деяния, которые он совершил, и будет получать свой удел, и будет избавлен от искушения». (Передал Муслим от Салмана).
И сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم , тому, кто хотел отдалиться от людей для поклонения Аллаху: «Не делай этого. Нахождение одного из вас на пути Аллаха лучше, чем ваша молитва в ваших домах в течение 70 лет. Разве ты не хочешь, чтобы Аллах простил тебя и ввел в Рай? Сражайся на пути Аллаха. И тому, кто сражается на пути Аллаха время равное времени доения верблюдицы, гарантирован Рай». (Передал Тирмизи и посчитал его хорошим от Абу Хурейры).
И от него же передается, что люди спросили: «О, Посланник Аллаха! Что может сравниться с джихадом на пути Аллаха?» Он сказал: Вы не сможете делать этого. Они спросили опять и на третий раз, и каждый раз он отвечал: Вы не сможете делать этого. Затем он сказал: “Муджахид подобен тому, кто постится и молится без остановки, не отдыхая, пока муджахид не вернется!» (Хадис согласован, это версия Муслима).
Сказал шейх-у-ль-ислам Ибн Теймия: «Поистине, джихад превосходит хадж и умру, и поклонение в Запретной мечети, в которой одна молитва приравнивается к ста тысячам молитв, совершенных в других местах, доказательство чему слова Всевышнего: «Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной Мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и Последний день и сражался на пути Аллаха? Они не равны перед Аллахом». (Тауба, 19-21) (Сборник фетв, том 28, стр.5, том 35, стр.160)
И пришёл в толковании этого аята и в причинах его ниспослания хадис, который приводит Муслим от Ну’мана ибн Башира, когда сподвижники разошлись во мнениях о том, какое деяние самое лучшее? И был ниспослан этот аят, который разрешил спор между ними.
В другом месте Ибн Теймия говорит: «Таким образом, ученые, насколько мне известно, сошлись, что нет лучше добровольных действий, чем джихад, и он лучше, чем хадж, и он лучше, чем добровольные посты и дополнительные молитвы».
Пребывание на страже и охране границ на пути Аллаха лучше, чем нахождение в Мекке, Медине и Байту-ль-Макдис (Иерусалиме). Сказал Абу Хурейра, да помилует его Аллах: «Провести одну ночь на рибате на пути Аллаха любимее для меня, чем оказаться в ночь предопределения у Черного камня». И он предпочел ночь рибата поклонению в лучшую из ночей в лучшем из мест. И поэтому Пророк, صلى الله عليه وسلم и его сподвижники жили в Медине, а не в Мекке, что подразумевало также пребывание на страже.
Рибат – это нахождение в месте, откуда исходит угроза врагу и где ожидается нападение врага.
И кто находится там с намерением отразить врага – тот является стражником (мурабитом), а деяния оцениваются по намерениям. Сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم : «Один день, проведенный в рибате на пути Аллаха лучше, чем тысяча дней проведенных в других местах». (Передают составители «Сунанов» и они подтвердили его достоверность).
В «Сахихе» Муслима от Салмана передается, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, сказал: Нахождение на рибате в течение одного дня и ночи лучше, чем месяц поста и молитвы, и кто умрет, стоящим на страже (мурабитом), его (благие) деяния будут записываться ему, и его удел будет поступать к нему из Райских садов, и он будет избавлен от искушений».(т.е. от искушений Мункара и Накира). И если вознаграждение положено за рибат, то что тогда можно сказать о джихаде! (Сборник фетв, том 28, стр. 418).
Сказал Ибн Кудама Ханбали: «Сказал Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль: «Я не знаю ничего из деяний после обязательного, лучше джихада». Передали этот вопрос от Ахмада группа его сподвижников. Сказал Аль-Асрам: «Сказал Ахмад: «Мы не знаем ничего из дверей благочестия лучше, чем джихад».
И сказал Аль-Фадль ибн Зияд: «Я слышал, как Абу Абдуллах, когда при нем упомянули сражение, стал плакать и сказал: «Нет из деяний благочестия лучше этого». И поведали другие от него: «Ничто не сравниться со встречей с врагом, и непосредственное личное участие в бою лучшее из деяний, и те которые сражаются с врагом, защищают ислам и его святыни, так что же может быть лучше этого?
Люди находятся в безопасности, а они испытывают страх и жертвуют своими жизнями… И джихад — это жертвование своей жизнью и имуществом, и пользу от этого получают все мусульмане от мала до велика, сильные и слабые, мужчины и дети, и другие деяния не сравнятся с ним в полезности и в степени опасности, как не сравнятся в превосходстве и награде.» («Мугни уа шарх Кабир», том 10, стр. 368-369).
Сказал имам Ас-Сирхосий в толковании книги «Ас-Сияр аль-Кабир», имама Мухаммада ибн Хасана Аш-Шайбани: что Пророк, صلى الله عليه وسلم , сказал в том, что приводит Муавия ибн Курра: «В каждой общине есть монашество, и монашество этой общины – джихад».
Сказал Ас-Сирхосий: «Смысл монашества – посвящение себя поклонению, и отстранение от забот этого мира. В общинах живших прежде, это было удаление от людей и пребывание в кельях, и удаление считалось у них лучше, чем жизнь среди людей, после чего Пророк, صلى الله عليه وسلم, запретил это, сказав: «Нет монашества в Исламе», и пояснил, что путь монашества для этой Уммы — это джихад, в котороем присутствует жизнь среди людей, освобождение от дел этого мира и занятость тем, что является вершиной религии.
Поистине, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم , назвал джихад вершиной религии, в которой содержится повеление одобряемого и удерживание от порицаемого, что является качеством этой Уммы, а также возможность достичь высочайшей степени – а это шахада, таким образом джихад — сильнейший из видов монашества».
И поэтому не следует мусульманину отговариваться занятостью другими видами поклонения что бы отсидеться от подготовки и джихада, более того, это из уловок шайтана, и шестое препятствие из тех, который он расставляет на пути раба, о которых рассказал Ибн Аль-Кайим, где первое препятствие – это попытка подтолкнуть его к совершению неверия, второе – к совершению нововведения, третье – к совершению большого греха, четвертое – к совершению малого греха, пятое – отвлечение его нейтральными деяниями из дополнительных видов повиновения.
И сказал ибн Аль-Кайим: «Препятствие шестое – занятость деяниями второстепенными и незначительными из дополнительных и добровольных дел, и он повелевает к их совершению и приукрашивает их в глазах человека, и они видятся ему превосходными и прибыльными, и что занятость ими лучше других занятий, и что это дело великой важности и прибыльности.
И когда он не может нанести ущерб основной части награды, то стремится хотя бы уменьшить ее полноту и превосходство, и понизить высоту ее степени, и отвлечь человека занятиями малозначительными от превосходных, второстепенными от первостепенных, и любимыми Аллахом от наилюбимейших, и делами, которыми менее доволен Аллах от дел, которыми Аллах доволен больше…
И в другом хадисе говорится: «Джихад – вершина религии», и никто не преодолевает этих препятствий, кроме проницательных и праведных из числа стойких, идущих по пути успеха, которые сумели правильно распределить деяния в соответствии со степенью их достоинства, и каждому отдают должное». («Мадаридж ас-саликин», том 1, стр. 223-227).
Написал с верой и надеждой Абду-ль Кадир ибн Абду-ль-Азиз
Переведено под руководством Объединения «Исламский Джихад»
Редакция перевода: Муслим Галанчожский