МЬЯНМА. Мусульмане рохинья – бесправные, безмолвные жертвы геноцида

В этом году внимание международного сообщества, а особенно мусульманского мира, привлекли трагические и поистине вопиющие события в Мьянме. Внимание привлекли, но ситуацию это нисколько не изменило – гонения на мусульман народности рохинья в этом государстве Юго-Восточной Азии продолжаются уже много лет и не показывают никаких признаков ослабления.

Правящий режим Мьянмы ведет по отношению к населению национальности рохинья откровенную политику апартеида, всесторонней дискриминации и, по мнению многих политологов, геноцида. В этом году в стране произошло новое обострение агрессии радикально настроенного буддийского большинства по отношению к меньшинству рохинья, проживающему главным образом в регионе Ракхайн (Аракан), и впервые за долгие годы проблемы это многострадального народа получили достаточно масштабное международное освещение.

Историческая справка

Бирма аннексировала и оккупировала Аракан в XVIII веке, именно тогда немногочисленный индоарийский народ рохинья впервые оказался под властью сино-тибетского буддийского большинства. О происхождении и появлении рохинья на территории Аракана существует множество мнений, одно из которых активно эксплуатируется правительством – на официальном уровне в Мьянме продвигается идея о том, что бенгальцы, которым не нашлось места на территории густонаселенной республики Бангладеш, пробрались в Мьянму и назвались якобы выдуманным термином рохинья. Т.е., власти страны утверждают, что рохинья притворились коренным населением Аракана. Тем не менее, существуют убедительные и признанные учеными развитого мира доказательства того, что народ рохинья проживал в Аракане и исповедовал Ислам еще до XVIII века.

Согласно закону от 1982 г., полноправное гражданство Мьянмы имеет только коренное население страны, т.е. люди, потомки которых жили здесь до 1823 г. или те, кто проживал в стране до 4 января 1948 г. и подал документы на гражданство после 1982 г. Иностранцы, которые не могут доказать наличие прямых предков или родственников среди коренного населения Мьянмы, имеют право только на карточку регистрации, которая ограничивает их возможности на территории страны. Соответственно, поскольку правительство Мьянмы называет представителей народности рохинья бенгальцами и не признает их коренным населением, эти люди оказались в правовом вакууме – для своего государства они пустое место, но и властям Бангладеш они совершенно не нужны.

Радикально настроенные буддисты пытаются выжить рохинья из страны

В этом году обострение ситуации в Аракане началось 3 июня, когда разъяренные экстремисты из числа местного буддийского населения выволокли 10 мусульман рохинья из автобуса в населенном пункте Таунггоке и расправились над ними. Поводом для нападения на мусульман, ехавших на религиозное мероприятие, стали павшие на рохинья подозрения в изнасиловании буддийской женщины. Надо сказать, что подозреваемые в преступлении местные жители не имели никакого отношения к тем мусульманам из автобуса, которых в итоге убили. Очевидцы происшедшего рассказали в интервью AFP, что десятерых рохинья избивало более 100 буддистов, при этом военные не только не препятствовали, но и даже поощряли побоище.

Любому здравомыслящему человеку понятно, что преступники есть среди каждой национальности, однако в Мьянме любые подозрения в отношении жителя-рохинья автоматически возводятся в квадрат и могут стать поводом для настоящего линчевания. Когда мусульмане попытались устроить акцию протеста против насилия со стороны араканского буддийского большинства и потребовали справедливости (при этом их протест ограничился территорией мечети), это разъярило экстремистов до такой степени, что они начали сжигать деревни рохинья и выгонять их из домов с новой силой. С новой силой, потому что ранее это уже происходило на регулярной основе.

Бесправные, безмолвные

В Бирме мусульмане рохинья не могут вступать в брак без разрешения органов местного самоуправления, и для заключения брака каждая пара должна заплатить гос пошлину. Бывают и такие случаи, когда брачующиеся налог заплатили, а регистрировать их союз местные органы все равно отказываются. Иногда эта проблема решается с помощью взятки, но большинство мусульман рохинья живут за чертой бедности и не могут позволить себе подобные «административные расходы».

В силу отсутствия гражданства дети рохинья не имеют свидетельств о рождении, их нигде не регистрируют и не учитывают. На рохинья не распространяется государственное медицинское страхование, т.е. в случае болезни они не могут получить бесплатное лечение, а из-за хронического безденежья обратиться в частные клиники им не по карману.

В сфере образования и на рынке труда на рохинья тоже распространяются серьезные ограничения. Мусульмане теоретически могут пробиться в некоторые колледжи, расположенные в столице АраканаСиттве, но закон обязывает их получать разрешение на перемещения по штату, срок которых истекает очень быстро, и в результате рохинья пропускают много занятий и иногда не могут попасть в город на экзамены, автоматически попадая под отчисление. Мусульманам рохинья запрещено работать на государственной службе – за всю историю Аракана ни один мусульманин не смог устроиться госслужащим.

В Бирме процветает запрещенный международным правом институт принудительного труда. Мусульман рохинья систематически увозят на строительные работы, будь то возведение коттеджа для кого-то из местной элиты, дачи для чиновника или даже буддийского храма. Отказ от принудительных работ чреват арестом, пытками, сносом жилищ и изгнанием провинившихся рохинья из родных мест.

Рохинья не имеют права оформлять на свое имя домашние или сотовые телефоны. Если какой-нибудь сердобольный буддист согласится помочь знакомому мусульманину и запишет сим-карту на свое имя, то этому рохинья позавидует весь район. Аналогично, представителям этого меньшинства нельзя владеть автомобилями.

Мир не без добрых людей, и в Мьянме находятся сочувствующие мусульманам буддисты, но, к сожалению, об их милосердии стало известно властям. В середине октября в другом штате этой страны, Карен, состоялась встреча буддийских лидеров и чиновников, на которой были приняты директивы воистину фашистского характера – основные тезисы заседания были опубликованы в газете Myanmar Post для всеобщего ознакомления. Местным буддистам запретили сдавать в аренду мусульманам рохинья жилье и земельные участки, запретили записывать на свое имя какое-либо имущество из соображений помощи рохинья, а также приказали им не покупать ничего в магазинах мусульман и не вступать с ними в браки. Нарушителей этих неофициальных, но строго исполняемых даже чиновниками правил пообещали жестко наказывать. Поскольку институт «народных дружинников» в буддийской среде Мьянмы присутствует весьма широко, можно не сомневаться, что желающих помогать обездоленному меньшинству рохинья теперь станет намного меньше.

Список ограничений и аспектов явной дискриминации мусульман рохинья можно продолжать и продолжать – к примеру, в случае обвинений в каком-либо преступлении мусульманину-рохинья не предоставляется бесплатный государственный защитник, и подозреваемый не имеет права на освобождение под залог.

Все эти многочисленные проявления дискриминации и апартеида, сохраняющиеся и приумножающиеся в Мьянме на протяжении десятилетий, привели к формированию у представителей народности рохинья выраженного менталитета жертвы, который мешает им бороться за свои права по примеру жителей блокадного сектора Газа или других горячих точек. Глубочайший пессимизм, чувство загнанности в угол и постоянный страх преследований укоренились в умах рохинья настолько, что даже в редких интервью с западными или арабскими журналистами мусульмане этой народности изъясняются полудетским, напуганным языком. В то же время, буддийские лидеры Мьянмы высказываются о мусульманах рохинья резко, в презрительном тоне, называя их «калар» – уничижительным словом, обозначающим людей темного цвета кожи, индийской или бенгальской наружности.

Правозащитные организации более 10 лет регулярно собирают сведения о творящемся в стране бес пределе. К примеру, в отчете правозащитной организации бирманского штата Карен (где тоже проживают рохинья) KHRG за апрель 2000 г. приводится рассказ мусульманского жителя района Папун: «10 апреля DKBA (Буддийская армия демократического Карена) выдворили религиозных ученых из местной мечети. Они снесли мечеть бульдозером. Многие мужчины, женщины и дети в это время плакали в сильнейшем расстройстве. Лидер армии, лейтенант Пья, приставил к головам сельчан ружье и сказал: «Чтобы я завтра не видел здесь ваших лиц. Каларам здесь не место. Ваш бог, которому вы поклоняетесь, в моих руках. Уясните, что я ваш бог». Они приказали жителям деревни стать вегетарианцами и поставить в домах буддийские алтари. Они заставили мусульман деревни строить пагоду, заставили таскать песок и камни. После этого они спросили, собираются ли они делать подношения Будде и придерживаться вегетарианства. В конце концов, жителям пришлось покинуть родную деревню».

В другом отчете этой же правозащитной организации говорится, что мусульман штата Карен штрафуют за каждое нарушение буддийских традиций – к примеру, если мусульманина рохинья застанут за употреблением в пищу мяса, с него потребуют 5000 кьятов, а за убой овцы или коровы могут оштрафовать на 10 000 и 50 000 кьятов соответственно. Мусульманина из деревни Т’Кве По буддийские монахи поймали за ловлей рыбы и заставили в качестве наказания поклоняться одному из монахов. Когда рохинья отказался, у него отобрали 30 000 кьятов в качества штрафа.Это далеко не единственный случай засилья и агрессии буддийских монахов в Мьянме – 16 мая 2001 г. в населенном пункте Тунгу учителю местного медресе вырезали глаза за отказ почитать монахов и поклоняться им. В целом ряде отчетов правозащитников приведены вопиющие факты того, как буддийские военные и монахи под угрозами насилия заставляли рохинья сносить собственные дома и строить на их месте за собственные же деньги жилища и казармы для буддистов. Список подобных актов насилия и притеснения можно продолжать бесконечно.

Где Далай Лама?

Во всем мире распространен стереотип о том, что последователи буддизма все без исключения мирные люди философского склада ума, а буддийские монахи – мудрые аскеты в ярких оранжевых одеждах. Однако в XXI веке становится ясно, что от любой религии могут отколоться нездоровые элементы, заразившиеся тлетворными экстремистскими влияниями и способные причинить огромный ущерб как «чужим», так и «своим». Только когда речь идет, к примеру, о прикрывающихся именем Ислама, мусульманские лидеры спешат высказать осуждение и привести богословские доказательства недопустимости подобной антисоциальной деятельности. Шариатские ученые пытаются призвать заблужденческие группировки к диалогу или к возвращению в лоно традиционной религии.

Что касается буддийских лидеров, а именно Далай Ламы, с их стороны никакого осуждения радикальных монахов Бирмы международные СМИ не слышат и не видят. В сентябре 2012 г. журналист Arab News в одной из публикаций отметил, что Далай Лама «дважды написал лауреату Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи с просьбой использовать свое влияние для поиска мирного решения вопроса». Народ рохинья уже много десятилетий терпит насилие и дискриминацию со стороны единоверцев Далай Ламы, а он за это время целых два раза написал «демократическому лидеру» Мьянмы, чтобы решить этот «вопрос»! Нет предела его добросердечности, не правда ли? При этом ни слова осуждения в адрес буддийских монахов, творящих беззаконие на территории Бирмы, не прозвучало.

Тем временем, международные организации и общественные деятели друг за другом публикуют призывы к прекращению гонений на мусульман рохинья. С таким призывом к властям Мьянмы обратились ООН, Организация Исламского сотрудничества (ОИС), Human Rights Watch, Исламское общество Северной Америки (ISNA), правительство Саудовской Аравии, ряд индийских мусульманских и буддийских организаций и др. Президент Соединенных Штатов Обама во время своего недавнего визита в Мьянму, который многие называют историческим, произнес длинную и пламенную речь на тему необходимости мирного разрешения ситуации в Аракане, однако в его речи фигурировали слова «насилие между мусульманами и этническими буддистами», т.е. он повторил ошибочную идею многих западных СМИ и предположил, что рохинья тоже совершают насилие против буддистов. Очевидно, что бесправные и потерянные рохинья не способны причинить хоть какой-нибудь ущерб вооруженным до зубов буддийским «дружинникам», поэтому комментарии Обамы можно считать пустой отпиской.

Что можно сказать об иностранных лидерах, если даже сама Аун Сан Су Чжи отрицает существование народа рохинья. На вопрос о нем она ответила:«Когда вы говорите о рохинья, мы не совсем понимаем, о ком идет речь. Некоторые говорят, что эти люди, именующие себя рохинья, в действительности вовсе не коренные жители Бирмы, а приезжие из Бангладеш».

Бирманскую политическую деятельницу не волнует творящийся в ее стране геноцид, зато судьба участниц российской панк-группы PussyRiot ее очень обеспокоила – в сентябре на одном из мероприятий правозащитной организации Международная амнистия она потребовала немедленного освобождения задержанных россиянок.

Отметим, что российские лидеры тему рохинья никак не комментировали – не входит в сферу геополитических интересов. Пожалуй, до недавнего времени Мьянма не входила ни в чью сферу этих самых интересов, и лишь осложнение отношений между США и Китаем изменило эту ситуацию – по всей видимости, именно поэтому Обама сразу после своего переизбрания отправился в Янгон. Похоже, что сама Мьянма постепенно выбирается из геополитического вакуума, а народ рохинья остается в нем в одиночестве.

Из российской политической элиты геноцид рохинья в Мьянме осудил только Рамзан Кадыров. Он отметил, что к нему поступает множество просьб со стороны мусульманского населения обратиться к руководству страны и поднять вопрос о рохинья на международном уровне. Кадыров пообещал изучить тему и принять решение относительно обращения к президенту Путину.

Таиланду и Бангладеш тоже не нужны рохинья

Многие мусульмане народа рохинья в поисках лучшей жизни пытаются покинуть Мьянму и пересечь границу Бангладеш или Таиланда. Самые отчаянные решаются пуститься в опасное плавание в сторону Индонезии или Малайзии, где к рохинья относятся с сочувствием, в отличие от первых двух упомянутых государств.

Как у Таиланда, так и у Бангладеш есть конкретная мотивация не любить рохинья и не желать их пребывания на своей территории, хотя, несомненно, это не оправдывает их отказа проявлять гуманность к беженцам. У Таиланда есть неспокойный сепаратистский юг, поэтому Бангкоку совершенно не нужна лишняя «головная боль», тем более в виде мусульман.

Бангладеш – самая густонаселенная страна в мире, в которой идет борьба за выживание, за каждый квадратный метр площади и за каждое рабочее место. Сторонняя рабсила и лишние нахлебники, пусть даже близкие к бенгальцам по этническому и религиозному признаку, совершенно не нужны властям Бангладеш, и никакие этические соображения не заставят Дакку принять рохинья с распростертыми объятьями.

В 2009 г. тысячи рохинья покинули Мьянму и отправились по морю в Таиланд, и никто не знает, сколько их утонуло вместе с полуразвалившимся деревянными лодками. В феврале 2009 г. 37-летний мусульманин рохинья рассказал в интервью Reuters, что попал в бирманскую тюрьму за частое посещение мечети. В тюрьме его били и пытали, морили голодом, а когда ему удалось сбежать и пересечь границу Таиланда, власти этой страны посадили несколько десятков рохинья в безмоторные лодки и выдворили по течению в открытое море без запасов еды и питья. Некоторым из них, к счастью, удалось добраться до берегов Индонезии.

Правозащитная организация Международная амнистия в 2011 г. сообщила об одном из вопиющих случаев нарушения международного законодательства властями Таиланда – большая группа мусульман рохинья при пересечении его границы была посажена тайскими военными в безмоторные лодки и отправлена в открытое море, из них 91 человек оказался впоследствии выброшен на побережье Никобарских островов. В то же время, официальный Таиланд заявил о возвращении этих же самых людей обратно в Мьянму. В феврале 2011 г. море прибило к берегам Индонезии еще 129 рохинья, выдворенных тайскими военными. По сведениям Taipe iTimes, некоторых рохинья армия Таиланда перевозила в лагеря беженцев в джунглях, где оставляла без пищи и медицинской помощи в тюремных условиях.

Мусульманские страны Юго-Восточной Азии должны взять инициативу в свои руки

Понятно, что Мьянма даже при желании не сможет в одночасье изменить менталитет своего буддийского большинства, в большинстве своем настроенного шовинистически по отношению к рохинья. Соответственно, этому преследуемому народу необходимо искать пристанище за пределами Мьянмы.

Если Бангладеш и Таиланд вопреки международному законодательству отказываются принимать беженцев рохинья и всеми способами стараются от них избавиться, то что мешает быстроразвивающимся мусульманским странам Юго-Восточной Азии, таким как Малайзия и Индонезия, взять на себя инициативу и принять рохинья в соответствии с нормами международного права, помочь им в трудоустройстве и налаживании жизни в человеческих условиях? В свою очередь, состоятельные монархии арабского региона могли бы оказать странам, принимающим рохинья, посильную финансовую помощь.

Этот путь на данном этапе представляется наиболее реалистичным – международные силы должны занять активную позицию по геноциду рохинья до того, как этот народ будет полностью стерт с лица Земли. Возможно, первым шагом к улучшению положения рохинья станет принятая в понедельник резолюция ООН, призвавшая правительство Мьянмы разобраться с нарушениями прав мусульман в стране.

Отдел мониторинга

 

Кавказ-Центр


© Kavkazcenter.com 2020