По сообщению лондонской газеты Financial Times, революция на рынке природного газа, начавшаяся из-за развития добычи сланцевого газа, угрожает подорвать позиции "Газпрома" в Европе. На данный момент Европа импортирует 25% используемого ей газа из России.
В течение нескольких лет "Газпром" отрицал значение развития добычи сланцевого газа, но сейчас на компанию оказывается давление сразу с нескольких сторон: производители сланцевого газа становятся все более конкурентоспособными, а Европейская комиссия начала официальное расследование контрактов "Газпрома" в Европе, чтобы выяснить не нарушает ли компания антимонопольное законодательство.
Бум сланцевого газа в США и растущие поставки в Европу сжиженного газа являются основной угрозой для "Газпрома".
Ситуацию осложняет тот факт, что доходы "Газпрома" от экспорта газа зависят от долгосрочных контрактов, в которых цена, которую европейские страны платят за газ привязана к цене нефти. Но так как сжиженный газ обычно продается по спотовой цене, и так как эта цена ниже того, что требует от своих клиентов "Газпром", то действующая в отношениях русской компании и ее клиентов бизнес модель оказывается под угрозой.
Примерно половина газа в Европе уже продается по более дешевой спотовой цене, и аналитики заявляют, что в результате требование России заключать лишь долгосрочные контракты, привязанные к цене на нефть, становится все менее и менее убедительным.
Расследование Европейской комиссии вопроса о возможном нарушении "Газпромом" антимонопольного законодательства в ряде стран Центральной и Восточной Европы также ставит под вопрос связь цены на газ с ценой на нефть. "Газпром" уже пошел на уступки нескольким из своих клиентов в Западной Европе – компания согласилась на этот год понизить цены, с тем, чтобы они приблизились к спотовым. Это обошлось "Газпрому" в 4,4 млрд долларов.
Но компания наотрез отказывается прекратить увязку цен на газ и нефть, и предлагает скидки лишь на один год.
На данный момент прибыли "Газпрома" достаточно высоки, и он может себе позволить предлагать скидки. Но далее это будет делать сложнее.
Аналитик Корчемкин говорит, что к 2020 году "Газпрому" будет необходимо экспортировать газ по цене в 14 долларов за один миллион британских тепловых единиц (BTU) (одна тысяча кубических метров природного газа содержит 35 800 000 BTU), так как иначе она не сможет финансировать строительство новых газопроводов. Но уже в этом году спотовая цена на газ в Европе упала до 10 долларов за один миллион BTU, а в США – до 3,5 долларов. "Газпром" может оказаться в положении, при котором он постоянно теряет деньги.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр