ПУТИНСКИЙ ИМИДЖ. У Путина и царя-дурака Николая Романова есть нечто общее

ПУТИНСКИЙ ИМИДЖ. У Путина и царя-дурака Николая Романова есть нечто общее

По сообщениям СМИ, в  оккупированном Москвой ингрийском Нюене ("петербурге"),  в Европейском университете, прошла научная конфреренция  по теме путинской России. Ученые сравнили путинский режим с другими авторитарными системами XX века и указали, что шансы того, что в России начнется демократизация, исчезающе малы.

Наиболее вероятный сценарий развития событий – унылая стабильность. К такому выводу пришли ученые, сравнив путинский режим с другими авторитарными системами XX века. Оказалось, что у самого "национального лидера" есть немало общего с геронтократами брежневской эпохи и Николаем Романовым.

«Ко мне часто подходят и спрашивают: "Правда ли, что происходящее сейчас похоже на февраль 1917 года?" Я отвечаю: "Нет, не похоже"», – отмечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник петербургского Института истории РАН  Колоницкий. Однако нечто общее между Россией Путина и Романова все-таки есть.

Оба падут жертвами своего тщательно создаваемого имиджа, указывает ученый.

«Николай II  создавал образ сильного православного царя, труженика, но на каком-то этапе эта картинка была вывернута наизнанку. К 1917 году Николай воспринимался как слабый царь, царь-дурак: именно это слово особенно часто встречается в делах об оскорблении императорской фамилии.

Я не говорю о технических ошибках вроде аистов или амфор, но в некоторых ситуациях имидж нашего "президента" – сильного мужчины, побеждающего спортсмена – играет против него. У Путина есть проблемы с репрезентацией. Иногда "президент" напоминает человека, который участвует в соревнованиях, где самостоятельно создает правила игры и сам же их нарушает, когда ему это нужно», – указал Колоницкий.

С точки зрения ученых, больше всего происходящее в современной России напоминает Советский Союз эпохи застоя. В СССР 1970-х годов была создана уникальная система, построенная на принципе минимальной достаточности репрессий, напоминает руководитель Центра исследований модернизации  Дмитрий Травин.

«Госбезопасность делала ставку на профилактическую работу. Людей вызывали и объясняли: если так пойдет и дальше, вам не поздоровится. После этого те, кто продолжал оппозиционную деятельность, оказывались в лагерях. Остальные предпочитали политические разговоры на кухне», – отмечает он.

По предположениям ученого, сегодня, особенно со сменой Владислава Суркова Вячеславом Володиным на посту замруководителя администрации "президента", власть пытается идти по аналогичному пути. «Те, кто протестует, уже ощутили силу репрессий, – отметил Травин. – Возбуждены дела против Навального и Удальцова. К Собчак пришли, чтобы забрать миллионы. Ведется работа для мягкой ликвидации наиболее активных лидеров, чтобы масса стала пассивной».

Еще один момент, который делает путинский режим «двойником» эпохи Брежнева, Андропова и Черненко – развивающаяся геронтократия.  «Три позднесоветских лидера скончались от старости на своем посту... Современные россияне наблюдают физическое старение Путина, который на днях продемонстрировал свою первую болезнь», – напоминает Дмитрий Травин.

"Застойный» вариант, по мнению руководителя Травина, – наиболее вероятный сценарий развития России. Если, конечно, не случится еще одного экономического кризиса. С этой позицией солидарен и президент фонда «Res Publica» Сергей Цыпляев, прогнозирующий «унылую стабильность». Впрочем, он добавляет, что в таком незавидном будущем стоит винить не только властную верхушку, но и интеллигенцию (какая страна, такая и интеллигенция - КЦ).

«Застойная культура внедряется думающим и управляющим классом, – подчеркивает он. – Глава союза театральных деятелей Александр Калягин пошел на четвертый срок. Ректоры руководят вузами по 20 лет. В России не создано ни одной по-настоящему демократической партии: почти каждая – это непогрешимый гуру и группа адептов. Мы требуем от рабочих и дальнобойщиков, чтобы они сделали демократию. Может быть, надо начать с себя?».

Отдел мониторинга

 

Кавказ-Центр