Ведущий американский политический журнал Time объяснил, зачем Путину нужны попы. Передает из Москвы корреспондент этого журнала Шимон Шустер в депеше, озаглавленной "Секретное оружие Путина: православные верующие" (Putin’s Secret Weapon: The Orthodox Faithful):
"Русскому президенту, популярность которого падает, нужна "национальная идея" для того, чтобы рационально объяснить свое правление. Он надеется найти ее в традиционных досоветских отношениях между церковью и государством. Путин пытается создать идеологический клей, чтобы обеспечить свое политическое выживание. Появление прогрессивного среднего класса выражается в уличных протестах против его правления, а в этом месяце рейтинги до популярности упали на самый низкий уровень за 10 лет. Социологи указывают, что у Путина больше нет энергичной базы поддержки, и он вынужден полагаться вместо нее на апатичную массу избирателей, у которых нет жизнеспособной альтернативы.
"У него фактически больше нет мотивированных фанатов, больше нет энтузиастов", сказал Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических исследований, который изучает общественное мнение посредством фокусных групп по всей России. "При этом, однако, есть множество людей, которые очень плохо на него реагируют, которые его осуждают, и эта группа быстро растет".
В истории России ни одному политику не удалось повернуть вспять этот процесс, говорит Дмитриев, который помог Путину написать его программу для его первых президентских выборов в 2000 году, когда у Путина все еще было большое число сторонников-энтузиастов. "В данный момент, сторонники Путина прекратили обеспечивать стабильность режима. Сейчас его поддерживают только нейтральные избиратели, а они политически ленивы. Они за него не дерутся".
Последний бастион твердолобых сторонников Путина можно найти среди верующих православной церкви с ее многовековой традицией выдавать небесный мандат любому, кто находится во власти. Активист РПЦ Бобров, работающий в паре с активисткой Агеевой, вспомнил одну из главных ддогм церкви. "Всякая власть от Бога", говорит Бобров, извлекая из кармана молитвенник. "Путин понимает, что единственная правда - Христос".
Агеева более прагматична. Когда зимой прошлого года начались уличные демонстрации против Путина, она с друзьями участвовала в контрдемонстрациях, но делала это не по причине слепой веры в Путина.
"Мы просто поняли, что революция нам не нужна", сказала она. Ее интересы состоят в продвижении православной веры, и до тех пор, пока Путин считает православие русской национальной идеей, она будет продолжать его поддерживать. "Тот факт, что государство пошло по этому пути, является шансом для церкви", поясняет она. "И мы должны воспользоваться этим шансом".
В результате между государством и церковью возникнет своего рода симбиоз, который для Путина может оказаться единственным шансом пробудить его уставших сторонников.
Согласно последним опросам, две трети русских считают себя православными христианами, пи этом держат посты и посещают церковные службы хоть бы раз в неделю только несколько процентов их них.
Хотя членов РПЦ не хватит, чтобы превратить Путина во Владимира Великого (который "крестил Русь" огнем и мечом - КЦ), их без сомнения хватит для того, чтобы заглушить выкрики его критиков. Послужит ли это делу национального единства, это другой вопрос".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр