Литве повезло, что основной русской проблемой является коррупция. С этим связано то, что большинство русских проектов, с помощью которых она укрепляет свою привлекательность среди бывших стран-республик СССР, тонут в болоте коррупции, и Литва может себя чувствовать несколько спокойнее.
Так обрисовал концепцию мягкой силы России политолог Нериюс Малюкявичюс во время дискуссии, проходившей в университете Витаутаса Великого об информационных войнах.
«В общем, большинство уже признает, что нам очень повезло, что основной проблемой России является коррупция. В этом случае в большинстве моментов мы можем быть несколько более спокойными в плане того, как мы часто выражаемся в публичном пространстве, поскольку многие вещи, проекты тонут в этом болоте. Поэтому хотя и идут разговоры о различных концептах мягкой силы, появляются разные проекты, зачастую они стратегически не согласованы. Об этом говорят уже даже сами русские», - указал политолог в ходе своего доклада.
Малюкявичюс отметил, что в русском случае термин мягкой силы нужно использовать довольно осторожно и подходить к нему критически, поскольку сама Россия на это смотрит как на нечто чуждое, служащее больше интересам других государств. В качестве примера он привел статью Путина в чекистских Moscow News, "Московских новостях", о России и меняющемся мире, в которой концепция мягкой силы используется в очень странном контексте. В ней говорится о неправильных инструментах мягкой силы, используемых против России.
Однако с другой стороны, тот же московский вор Путин на встрече с дипломатами в июле этого года утверждал, что дипломаты, кроме традиционных методов дипломатии, должны использовать инструменты, которые позволят России улучшить свой имидж на западе.
«Путин говорит о мягкой силе, но она для России является чем-то чуждым и враждебным. На самом деле то, о чем было сказано в статье Moscow News, является намного более важным, чем то, что было сказано дипломатам», - указал политолог.
«Мы для России – не настоящая Европа, настоящая Европа – это она сама, настоящая Европа – это Германия и другие крупные государства», - отметил далее литовский ученый.
"Для Востока Россия применяет другую идеологию – идеологию суверенной демократии. Желая сплотить элиту авторитарных восточных государств, Россия сформировала концепцию суверенной демократии, которая для авторитарных лидеров Евразии – как защита от западного влияния.
Россия понемногу находит идеологическую базу для своей внешней политики на постсоветском пространстве, поэтому Литве очень повезло, что большинство проектов, связанных с воздействием мягкой силы, которые иногда называют гуманитарными, застревают в болоте коррупции. Таким образом, деятельность России в отношении нас становится несколько стихийной и не столь скоординированной, сколь могла бы быть", сообщил политолог.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр