Объем информации огромен и количество деталей из правовых положений на данную тему бесконечно. Но никто не освобожден от изучения хотя бы основополагающих положений. Это фарз для каждого мусульманина — получать необходимые знания, и это знание, от которого зависит законность и обоснованность наших действий.
Далее приводятся вопросы, которые муджахиду следует знать, чтобы его джихад был принят Аллахом:
Правила относительно трофеев
После того как Гьанима (военные трофеи) были собраны, вычитаются расходы на их транспортировку и хранение. Затем трофеи делятся на 5 равных частей. 4 из 5 частей (80%) далее делится между муджахидами. Оставшаяся пятая часть затем делится на 5:
1) 1/5 принадлежит Аллаху и Его Посланнику. Она тратится на полезные цели для мусульман, как строительство форта или мечети или любой инфраструктуры для Уммы.
2) 1/5 отдается Ахлул Байт (семье Посланника Аллаха)
3) 1/5 отдается сиротам
4) 1/5 отдается бедным
5) 1/5 отдается путникам
Имам Абу Ханифа делит эту пятую часть на три части, а не на пять. Он исключает первые две категории. Согласно его мнению, часть принадлежащая Посланнику Аллаха и его семье отменена с его смертью.
Мнение Имама Малика таково: вся пятая часть должна быть передана в казну мусульман, и затем имам расходует её для пользы мусульман. Ибн Таймийя говорит, что мнение Имама Малика — это мнение большинства ранних мусульман и самое достоверное. Улемы согласны, что каждый мусульманин, участвовавший в битве получает свою долю из трофеев, даже если он не сражался. Они также единодушны, что если воин заболевает на джихаде и не может сражаться, он все равно получает свою долю добычи. Если слепой или одноногий человек участвует в джихаде и он приносит армии пользу, он должен получить свою долю трофеев.
4/5 или 80% военных трофеев принадлежащих муджахидам делится следующим образом: всадник получает 3 доли, 1 долю для себя и 2 доли для своего коня, а пеший воин получает одну долю.
В случае с Фей (трофеи полученные без сражения), она полностью отдается в казну мусульман.
Существует разногласие во мнении относительно того получают ли воины прибывшими как подкрепление, если они прибыли уже после окончания битвы.
Если нет Имама или Амира и мусульмане сражаются с врагом, тогда они делят добычу между собой. Но если среди трофеев есть женщины, тогда они не распределяются если нет Амира, чтобы предотвратить пагубные последствия.
Если кто-то идет с намерением сражаться, но затем их назначают на небоевые посты, так например охрана имущества армии, тогда они получают свои доли трофеев.
Большинство ученых утверждают, что все из 80% трофеев отдается муджахидам и никто не имеет права разделять их иначе. Другие разрешают Имаму или Амиру дать часть из нее другим.
Если воин не может нести свою долю, и он говорит: Кто может нести её, может взять её себе, тогда разрешается тому, кто возьмет эту долю, оставить её себе.
Если речь идет об имуществе, которое невозможно транспортировать, как дом или строение, тогда Имам имеет право разделить это между получателями трофеев или сделать его Вакфом (фондом или пожертвованием) или отдать его назад первоначальным владельцам и взимать с них джизью и харадж (земельный налог). Если они принимают Ислам, они освобождаются от джизьи, но не от хараджа.
В книге Аль Хидая (Ханафи) написано: Если сражаются дети, они получают долю меньшую, чем одна полная доля трофеев. Если женщина лечит и ухаживает за ранеными, она также получает долю меньшую, чем доля воина.
Нафил — это дополнительная награда к доле из трофеев, которую Имам может дать участвовавшим в рискованных операциях или исключительно хорошо сражавшимся.
Фей — это то, что было взято у кафиров без боя. Когда например кафиры, страшась мусульман покидают свои позиции и оставляют позади трофеи, или если они сдаются без боя, или они платят джизью. Распределение Фея — это прерогатива Имама или Амира.
Запрещение воровства трофеев
Определение: Галул — это все имеющее какую-то ценность, которое воин забирает или ворует из трофеев, которые должны быть разделены между воинами. (Это не включает в себя Сальб, которое будет разъяснено далее)
Галул является харамом (запрещенным), независимо от ценности предмета и наказание за совершение галула очень сурово.
Аллах сказал:
“Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо.” (3:161)
Галул является одним из больших грехов и существует много хадисов запрещающих его.
1. Ибн Аббас сказал: “Умар сказал мне, что во время битвы при Хайбаре некоторые сподвижники пришли говоря: “Такой-то и такой-то шахид”. Посланник Аллаха тогда сказал: “Нет, я увидел его в Адском огне из-за куска ткани, которую он (незаконно) взял из трофеев”. (Муслим)
2. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха однажды встал и обратился к нам. Он упомянул Галул и предостерег нас. Он сказал: “Я не хочу видеть одного из вас в День Суда, несущим верблюда на своей спине говоря: “О Посланник Аллаха, помоги мне!” Я скажу: “Я не могу помочь тебе. Я уже передал тебе ясное послание”. Я не хочу видеть одного из вас в День Суда, несущим лошадь на своей спине говоря: “О Посланник Аллаха, помоги мне!” Я скажу: “Я не могу помочь тебе. Я уже передал тебе ясное послание”. (Бухари)
3. Абдуллах бин Шакиик передал от человека из Балкина, который сказал: “Я отправился к Посланнику Аллаха когда он находился в Вади Кура и он проверял лошадь. Я спросил его: “О Посланник Аллаха, что ты скажешь о военных трофеях?” Он сказал: “Аллаху принадлежит его пятая часть. Остальное принадлежит армии”. Я сказал: “Итак, никто не имеет преимущества в них над другим?” Он сказал: “Нет, ты даже не имеешь права обладания над стрелой, которую ты вытащишь из своего собственного тела!” (Байхаки)
Наказание за Галул в следующей жизни таково, что взятое (или сворованное) придет в Судный День и будет свидетельствовать против этого человека (т.е. совершившего Галул). Наказание в этой жизни таково, что у взявшего что-нибудь отбирают все его принадлежности и сжигают за исключением того, что он взял и это должно быть возвращено армии. Мнение Малика, Шафии и Абу Ханифы таково, что Амир этой армии должен наказать взявшего в той мере, которую он считает соответствующей.
Имам Абу Бакр бин Мунзир говорит, что все ученые соглашаются, что муджахидам разрешено есть вражескую пищу и также кормить своих животных (делать так не является Галулом)
Правила относительно Сальба
Существует разногласие во мнениях относительно дележа сальба [1]
Одни ученые говорят, что воин забирает сальб солдата, которого он убил при следующих условиях:
1) Убитый солдат сражался на вражеской стороне (т.е. он был вражеским солдатом)
2) Убитый солдат был в состоянии защищаться. Если он был убит, будучи раненным или спящим, тогда муджахид не может забрать его сальб.
3) Если убитый солдат убегал и был убит сзади, тогда нет сальба.
Другие ученые говорят, что муджахид забирает сальб в любой ситуации когда он убивает вражеского солдата, независимо атаковал этот солдат или отступал, и их доказательством на это служит ранее упомянутый хадис об истории Абу Саламы.
Следует ли Имаму заявить, что каждый, кто убьет врага, может забрать его сальб или сальб забирается по умолчанию?
- Имамы Шафии и Ахмад говорят, что муджахид получает сальб независимо сказал ли Амир это или нет. Имам Абу Ханифа пишет, что если Амир не сказал, что сальб забирается муджахидом убившим врага, тогда он считается ганимой (трофеем)
- Аль Авзаи пишет, что муджахид может забрать весь сальб убитого врага полностью, даже его одежду и оставить его голым. Это также и мнение имама Ахмада. Аль Саври и Ибн Мунзир не советуют делать этого потому что это обнажает аврат (части тела которые должны быть прикрыты)
Положения относительно пленных мусульман
- Если мусульманский военнопленный в состоянии вырваться из плена, тогда это фарз на нем сделать это. Если он может убежать и захватить с собой любого врага, забрать любую вещь из их имущества или убить их, тогда ему следует сделать это.
- Если пленный мусульманин освобожден при условиях с которыми он согласен, тогда он должен выполнить эти условия чтобы не причинить вред остальным пленным мусульманам и чтобы враги не считали мусульман ненадежными и не держащими своего слова.
[1] Прим. переводчика: (Сальб — это личное оружие и обмундирование найденное на убитом вражеском воине. Оно включает в себя все, что найдено на этом солдате. Однако существуют разные мнения относительно денег и золота. Одни считают их частью сальба, а другие считают частью трофеев. Таким образом, сальб отличается от ганимы, которая переводится как трофеи. Трофей — это предмет, принадлежащий армии в общем (как например, их пищевые пайки, боеприпасы, тяжелое оборудование) и все гражданское имущество завоеванной силой территории. Территория, которая завоевана через соглашение, зависит от условий этого соглашения и не считается трофеем. Трофеи передаются командиру армии, и затем они делятся на основании правил шариата. Но правила относительно сальба отличаются)
- Пленному мусульманину не разрешается жениться на христианке или иудейке в стране куфра, потому что дети в этом случае могут принять религию их матери. И ему не разрешается жениться на мусульманке тоже, потому что кафиры могут заставить их и их детей отречься от Ислама или могут сделать их рабами. Пленный мусульман должен быть терпеливым пока он не вернется назад на землю мусульман.
Положения относительно вражеских пленных
- Согласно самому сильному мнению, Имаму следует делать то, что наиболее выгодно для мусульман: либо казнить пленных, либо освободить их без выкупа, либо обменять их на пленных мусульман, либо освободить их за выкуп или сделать их рабами.
- Положение пленных женщин и детей: они автоматически становятся рабами.
- Если мусульманин убьет пленного, Амир имеет право наказать его Таъзиром (наказание меньшее чем самое малое наказание за совершение большого греха. Обычно это меньше 10 ударов)
- Если мужчина попал в плен вместе со своей женой, тогда одни ученые говорят, что их брачный контракт аннулируется, а другие говорят, что он сохраняет действительность. Тоже самое случается, когда только один муж попадает в плен. Но если женщина взята в плен, тогда если она замужем, её брачный контракт аннулируется.
Если дети попадают в плен вместе со своими родителями, считаются они мусульманами или неверующими?
- Согласно мнению Шафии, Ахмада, Малика и Абу Ханифы, они следуют религии своих родителей и считаются немусульманами. Если они захвачены в плен вместе с отцом, тогда Имам Ахмад считает их мусульманами, в то время как остальные три имама говорят что нет. Если дети попали в плен вместе с матерью, тогда согласно имаму Ахмаду они мусульмане. Шафии и Абу Ханифа говорят, что они немусульмане. Если дети захвачены в плен без родителей, тогда согласно мнению всех имамов кроме Шафии, они считаются мусульманами.
- Согласно мнению большинства ученых, плененные семьи не должны быть разделены.
Различные вопросы
Наступательный джихад без разрешения Имама (правителя мусульман) или его заместителя — макрух (не одобряется), но не считается харамом (запрещено). Существуют исключения к этому правилу:
- Если джихад является срочным и не позволяет отсрочки, и получение разрешения будет его затягивать, тогда разрешение Имама не требуется.
- Если Имам игнорирует джихад, и он и его воины привязаны к этому миру. В этом случае, разрешение этого правителя искать не нужно, потому что он остановил джихад. Поэтому муджахидам следует его возобновить.
- Если человек не может получить разрешение, потому что он знает заранее, что правитель не даст ему это разрешение.
- Ибн Кудама пишет: “Отсутствие Имама не должно быть причиной откладывания джихада.”
Сунна для Амира (командира) армии принять присягу от воинов как сделал Посланник Аллаха при Худайбии, что они (т.е. муджахиды) не повернут спины в бою.
Также является Сунной для Амира:
- Послать разведывательные отряды и собирать информацию о вражеской армии.
- Выступить в четверг утром если это возможно.
- Разделить армию на бригады с отдельными знаменами и дать каждой бригаде свои собственные знаки отличия.
- Применять любой возможный способ для устрашения врагов.
- Искать помощи слабых ( Посланник Аллаха сказал: “Вам даруется победа благодаря слабым среди вас” ).
- Взывать к Аллаху с мольбой, когда армии встречаются.
- Воодушевлять муджахидов к битве и стойкости.
- Кричать такбир вместе с армией без излишнего повышения голоса.
Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, — быть может, вы преуспеете”. (8:45)
Это поминание Аллаха не следует делать вслух, потому что повышение голоса в бою произнося зикр не одобряется, если это делает один воин, но если это делает группа, тогда это разрешается, если это ослабляет моральный дух врага.
Сподвижники не любили повышать свои голоса в бою. (Аль Куртуби)
- Является обязательным передать послание Ислама к каждому кто не слышал его и это следует сделать перед битвой. Но если они уже слышали об Исламе раньше, тогда повторный призыв к Исламу перед сражением с ними необязателен, но это желательно, потому что они могут принять Ислам в этот раз. Из Сунны становится ясно, что призыв к Исламу перед боем необязателен для групп специального назначения, т.е. групп муджахидов посланных для особой миссии, как например группа посланная уничтожить Кааба бин Ашрафа.
- Джизья принимается от христиан и иудеев. Если они готовы платить её, тогда они могут и дальше придерживаться своей религии. Джизья также принимается от тех, кто подобен людям Книги и может быть получили писание от Аллаха, как например зороастрийцы.
- Если враги вторглись на территорию мусульман и мусульмане не сражались с ними, тогда их пренебрежение джихадом такое как и в случае бегства с поля боя (большой грех). Это когда мусульман больше чем половина от количества их врагов. Но если мусульман слишком мало для сражения, тогда они могут укрепиться, заняв оборону и ждать подкрепления.
- Если Имам или правитель мусульман призывает мусульман к джихаду, тогда это в начале считающееся фарз кифая (общая обязанность) становится фарз айн (личная обязанность) на каждом из них, потому что повиновение Имаму обязательно. Тирания правителя не должна отталкивать от джихада вместе с ним. Разрешается вести джихад с Имамом, который пьет алкоголь или совершает большие грехи, потому что эти факторы вредят ему лично, а джихад приносит пользу всем.
- Не разрешается убивать женщин и детей, если они не сражаются, но если они участвуют в битве, тогда нет сомнений что убивать их разрешено. Также согласно консенсусу ученых, если старик участвует в бою, тогда убить его позволяется. Это также относится к слабым, слепым и калекам. Они также подпадают под это правило, если кто-то из них интеллектуально помогает в войне против мусульман.
- Согласно мнению подавляющего большинства ученых, монахов и уединившихся для поклонения в монастырях нельзя убивать.
- Согласно мнению большинства ученых, не следует убивать торговцев, искусных мастеров и рабочих если они не участвуют в войне против мусульман.
- Разрешается использовать катапульты против кафиров и затоплять их водой, даже если это приведет к гибели пленных мусульман находящихся в тюрьмах кафиров, так как это военная необходимость.
- Если враг использует мусульман в качестве живого щита:
- Если нет необходимости нанести удар по кафирам, тогда их оставляют, чтобы спасти этих мусульман.
- Если же есть необходимость нанести удар по кафирам, как если идет сражение, или если мы оставим их в покое, они могут победить мусульман, тогда они должны быть атакованы, даже если это приведет к потере среди мусульман используемых в качестве живого щита.
- Разрешается внезапно нападать на кафиров ночью, даже если среди них есть женщины и дети, потому что это необходимость джихада.
- Хукм относительно деревьев и растений на территории кафиров делится на 3 категории:
1. Деревья, которые мусульманам нужно вырубить: в этом случае их разрешается вырубить. Например, когда эти деревья находятся рядом с крепостью безбожников, или когда деревья растут на пути движения мусульман или мешают им расширить дороги или когда кафиры вырубают деревья на земле мусульман.
2. Деревья, которые в случае вырубки повредят мусульманам: например деревья необходимые для их скота. В подобном случае, запрещено вырубать деревья.
3. Деревья, которые в случае вырубки не причинят никакого вреда мусульманам: если эта вырубка деревьев причинит вред кафирам или разозлит их, тогда их надо вырубить.
- Мусульманин, отговаривающий других от сражения, должен быть исключен от участия в любой армии джихада. Если же он выступил, он не должен получать долю из трофеев и никакой другой финансовой компенсации в качестве наказания за его отговаривание от сражения.
Отговаривающий — это тот, кто например говорит: “Враги слишком сильны” или “наши лошади слабы” или “мы не можем победить их” или другие заявление подразумевающие, что нам не следует воевать.
Близок к этому также человек распространяющий слухи, которые ослабляют мусульман.
- Муджахиду разрешается брать из заката, даже если он богат. Он может взять эти деньги только для своих потребностей в пище, одежде, дорожных расходах и для покупки оружия. Он также может дать своей семье из этих денег.
Аль Куртуби говорит, что фи сабилиллах (в аяте о закате) относится к участвующим на джихаде и рибате.
- Если врагов вдвое больше чем численность мусульманской армии, тогда мусульманам разрешается отступить, если нет, тогда они должны сражаться.
- Ученые имеют три мнения относительно помощи от неверующих в бою:
1. Это разрешено если мусульмане предприняли меры предосторожности в случае возможного предательства со стороны немусульман.
2. Разрешается использовать их на низших ролях как например в качестве обслуги.
3. Это не разрешается вообще.
- Если неверующий принимает Ислам, тогда его кровь и богатство защищены, независимо принял он Ислам в мирном или военном состоянии. Таково единодушное мнение ученых. Но если он становится мусульманином после пленения, тогда его кровь защищена и у правителя есть выбор: либо сделать его рабом, либо освободить его. Имам Ахмад говорит, что у правителя нет другого выбора, кроме как сделать его рабом.
- Если вражеские солдаты заблудились и оказались в городе мусульман, тогда они и их принадлежности становятся Фей для мусульман этого города.
- Если вражеские солдаты входят на землю мусульман без соглашения, тогда разрешено убить их и забрать их принадлежности.
- Я спросил некоторых больших ученых из школы Шафии о бизнесменах из страны кафиров, которые пришли торговать на землю Ислама: “разрешается ли сражаться с ними на море прежде чем они достигнут наших портов?” Они сказали: “С ними можно воевать до того как они достигнут наших портов и даже после того как они дойдут до наших портов”.
- Если вражеские бизнесмены входят на землю мусульман с разрешением делать бизнес, тогда мусульмане не должны нарушать это соглашение с ними.
- Если Зимми (христианин или иудей живущий в исламской стране и платит джизью) хочет присоединиться к врагам в их войне против мусульман, тогда ему надо помешать в этом.
- Существует разногласие во мнениях об обезглавливании кафиров и дальнейшей транспортировке их голов в другое место:
- Одни считают незаконным, потому что это увечье и подражание кафирам, так как таковы их поступки.
- Другие ученые считают это разрешенным и они ссылаются на случай когда голова Рифаа бин Кайса была принесена Посланнику Аллаха и когда Файруз Дайлами принес Пророку голову Асвада аль Анси претендовавшего на пророчество.
- Может ли мусульманин давать защиту кафиру? Большинство ученых говорят, что мусульманин может давать эту защиту кафиру или маленькой группе неверующих и остальные мусульмане должны чтить эту защиту.
- Шпиону не дается защита и он должен быть казнен. Если кафир, который уже получил защиту, оказался шпионом, тогда он должен быть казнен.
- Если мусульманин слаб на земле кафиров и не в состоянии открыто придерживаться своей религии, тогда ему запрещено там жить. Если он не может переселиться, тогда он оправдан. Если мусульманин силен и в состоянии открыто практиковать Ислам, тогда он может жить на территории кафиров, но все равно рекомендуется переселиться в мусульманскую страну.
- Ученые считают, что мусульманам не следует путешествовать в стране кафиров с целью бизнеса и они считают тех, кто это делает фасиками. Также запрещено продавать кафирам оружие, и тот, кто делает это, должен быть наказан.
- Ученые говорят, что нельзя брать мусульманских женщин на землю кафиров, если только они не находятся внутри большой армии мусульман защищающей их. Они также говорят, что мусульманским женщинам не следует селиться в опасных пограничных странах мусульман.
***
Из книги Машари Аль-Ашвак ила Масари Аль-Ушаак
Автор: Имам, ученый, муджахид и шахид:
Абу Закария Ад-Димашки Ад-Думяти «Ибн Нуххас»
Перевод: Абу Абдуллах