Западные газеты негодуют в связи с российской позицией по Сирии, где в ночь на 26 мая в городе Хула алавитские банды Асада вырезали более сотни детей и женщин. Еще 300 жителей были ранены. Напомним, что только в одном морге были свезены тела 34 зверски убитых малолетних детей.
Москва в свою очередь не только продолжает защищать режим Асада, который превратился "в икону самой разнузданной тирании", и тем самым дает ему возможность продолжать резню, но и поставляют оружием алавитским бандам, с помощью которого они убивают мусульманских женщин и детей.
Тон высказываний российского руководства не дает надежд на консенсус в обозримом будущем и добавляет оснований говорить о новой холодной войне между Россией и США, пишет западная пресса.
Политика в отношении Сирии - первый настоящий экзамен для Путина в его новый срок у власти, пишет The Times в редакционной статье. Выдержать этот экзамен можно только признанием, что поддержка сирийского режима - это нравственное банкротство, и кардинальным изменением курса.
Россия более чем какая-либо другая страна способна остановить кровопролитие в Сирии, полагает The Globe and Mail, призывая ее "выполнить свой долг".
The Financial Times отмечает, что, хотя глава МИДа РФ Сергей Лавров и признал, что силы Асада были причастны к насилию, он также возложил вину на сирийскую оппозицию.
Во вторник Лавров повторил, что Москва обеспокоена попытками использовать трагические события в Хуле для оправдания необходимости внешнего вмешательства в ситуацию в этой стране. "Некоторые страны, как будто и не было поручения СБ ООН о расследовании, пытаются оказывать давление на Совбез, и, судя по всему, план Аннана им мешает", - цитирует его "Интерфакс".
"Если проанализировать объективно, инсинуации Лаврова смехотворны", - комментирует The Globe and Mail. По мнению обозревателя, невозможно вообразить, чтобы оппозиционеры сделались союзниками алавитских банд по уничтожению своих единоверцев-суннитов.
"Более вероятно, что правдивы рассказы уцелевших жителей деревни, сообщенные наблюдателям ООН: проправительственные боевики действовали совместно с правительственными силами", - говорится в статье.
"Скорее всего, это устроили какие-то поддерживающие режим формирования, которым все сошло с рук, - рассуждает на страницах Le Nouvel Observateur руководитель Исследовательской группы по Средиземноморью и Ближнему Востоку Фабрис Баланш. - В основе субботней бойни, без сомнения, лежит межобщинная напряженность".
Эксперт убежден, что Россия не станет оказывать давление на Асада. "Они будут тянуть время, требовать предоставить им полную информацию. Они уже начали контратаку, обвинив страны, поддерживающие повстанцев, в поставках оружия силам сопротивления", - подчеркнул он.
Кроме того, Россия придала режиму Асада новые экономические силы, недавно упомянув возможность включения Сирии в зону свободной торговли. Глава сирийского государства сможет тем самым успокоить свою буржуазию: "Посмотрите, нам не нужны ни Европа, ни США". Буржуазия предпочла бы соглашение с Россией, которое напомнило бы ей о процветании 1980-х", - заключает Баланш.
По его мнению, есть три варианта развития событий. Первый: вторжение НАТО без санкции ООН; этот вариант маловероятен, так как после Ирака и Афганистана никто не хочет ввязываться в рискующий затянуться конфликт. Второй: решение в йеменском стиле - согласованная передача политической власти; этот вариант тоже не вызывает доверия, так как Россия выступит против. Третья гипотеза: режим остается и полностью возвращает себе контроль над ситуацией до конца года.
В свою очередь обозреватель Sueddeutsche Zeitung считает, что вместе с сотней мирных сирийцев в сирийском городе Хула умер и план Кофи Аннана по мирному урегулированию вооруженного конфликта. Страшные кадры из Хулы не вынудят мировое сообщество пойти на решительные шаги, с сожалением отмечает автор.
Большинство жителей Хулы, выживших после бойни, говорят, что это дело рук войск Асада, а также членов подконтрольной официальному Дамаску вооруженной группировки, известной как "шабиха". Выжившие рассказали BBC, что лояльные Асаду силы входили в их дома и убивали членов их семей. Свидетели утверждают, что не погибли, поскольку спрятались или притворились мертвыми.
"Мы были дома, и они вошли - шабиха и силы безопасности. Они вошли с автоматами Калашникова и автоматическими винтовками, - говорит одна из выживших, Раша Абдул Разак. - Они завели нас в одну комнату, ударили моего отца прикладом по голове и выстрелили ему прямо в подбородок". По словам этой жительницы Сирии, из 20 членов семьи и их друзей, которые находились в доме, выжили только четверо.
Еще один местный житель, который попросил не раскрывать его имени, говорит, что в момент, когда вооруженные люди вывели членов его семьи на улицу и застрелили их, он прятался на чердаке. "Я открыл дверь и увидел тела, мне трудно было отличить моих детей от моих братьев. Это невозможно описать. У меня трое детей, и я потерял троих детей", - говорит он.
Как отмечает русская служба BBC, обвинения местных жителей не противоречат друг другу. Их рассказы также совпадают с сообщениями активистов оппозиции с места событий.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр