2. Отклонения в сфере принципов таухида
Как известно, цель и смысл существования человека – это осуществление таухида, как сказал Всевышний Аллах: «Я не сотворил людей и джиннов кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне» (Рассеивающие, 56). Сказали муфассиры: «поклонялись» значит, «проявляли таухид, единобожие».
Иман у ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а определяется как совокупность знания, слов и действий. Сказал шейху-ль-ислам Ахмад ибн Таймиййа: «К принципам людей Сунны и Согласия относится то, что религия и иман – это слова и дела: слова сердца и языка, дела сердца, языка и членов тела» (Акида Васитыййа).
Из-за важности таухида, а также опасности отклонений в этом вопросе, многие ученые придавали большое значение его изучению и подробному разъяснению. Сегодня мы имеем следующие популярные классификация тухида:
таухид в делах Господа и таухид в делах Его рабов.
таухид в знании и подтверждении (توحيد المعرفة والاثبات), и таухид в цели и просьбе (توحيد القصد والطلب).
таухид господства (توحيد الربوبية), таухид божественности или поклонения (توحيد الألوهية أو توحيد العبادة), и таухид Имен и Качеств Аллаха (توحيد الأسماء والصفات).
Все эти классификации имеют основание в Коране и Сунне и близки между собой (например, таухид господства и таухид Имен и Качеств суть таухид знания и подтверждения) и призваны разъяснить заблуждения тех или иных еретических течений. Так ученые разделили таухид признания и таухид действий, потому что некоторые секты утверждали, что для веры достаточно знать об Аллахе и нет необходимости совершать какие-то действия. Они также разграничили таухид господства и таухид поклонения из-за утверждения заблудших, что человек является верующим, если верит, что Аллах является Господом, Творцом и Управителем, и при этом, например, взывает или приносит жертвы не Аллаху. Таухид Имен и Качеств выделен в отдельный раздел из-за многочисленных споров с ересями, которые отрицали, толковали и искажали Сыфаты Аллаха, Велик Он и Славен.
Эти вопросы таухида подробно рассмотрены учеными, и переведены на русский язык, и мы не будем останавливаться на них.
Но немаловажно отметить, что нарушение таухида на протяжении всей истории пророческих миссий происходило именно в сфере таухида в делах людей.
Люди обычно верили в то, что Бог существует, что Он всемогущ, что Он всё сотворил. И их неверие заключалось в ширке, то есть придавании Аллаху сотоварищей в поклонении, как сказал об этом Всевышний: «И не верует большинство из них в Аллаха без того, чтобы не придавать Ему сотоварищей» (Юсуф, 106).
И даже мушрики-курайшиты не считали себя неверующими в Аллаха, более того, многие из них были убеждены в том, что они следуют религии пророка Ибрахима, а мусульмане – заблудшие вероотступники.
К величайшему сожалению, большую часть нашей Уммы постигло то же искажение принципов таухида. Это стало, в частности, результатом широкого распространения течений, несущих разные формы мурджиитской ‘акъиды.
И я хочу упомянуть классификацию таухида, которую впервые встретил у шейха Абу Катады аль-Филистыни, да освободит его Аллах. Это разделение единобожия на
таухид в ритуалах или обрядовом поклонении (توحيد النسك)
таухид дружбы и непричастности ( توحيد الولاء والبراء)
таухид в вопросах власти и законодательства (توحيد الحاكمية).
Эта блестящая классификация отвечает на многие вопросы, которые сегодня ставит перед нами жизнь, поэтому я немного задержусь на ней.
Таухид в ритуалах многократно упомянут и разъяснен в Коране, например, в словах Всевышнего Аллаха: «Помолись же своему Господу и заколи жертвенное животное» (Обильный, 2),
«Скажи: поистине моя молитва, мои обряды, моя жизнь и моя смерть – принадлежат Аллаху…» (Скот, 162),
«Поистине, места поклонения принадлежат Аллаху, так не взывайте помимо Аллаха ни к кому» (Джинны, 18).
Этому виду таухида, например, посвящена большая часть работ шейху-ль-ислама Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба, да помилует его Аллах.
Таухид дружбы и непричастности также неоднократно рассматривается в Книге Аллаха: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» (Трапеза, 54).
«Пусть верующие не берут неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» (Семейство Имрана, 28),
«О те, которые уверовали! Не делайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» (Трапеза, 51),
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (Препирательство, 22) и т.д.
Этому принципу также посвящено немало книг на русском языке, например, послание шейха Сулеймана ибн Абдуллы Аль Аш-Шайх «Доводы относительно хукма дружбы с мушриками», да примет Аллах его шахаду.
Что касается таухида в вопросах власти, то он означает признание Всевышнего Аллаха единственным источником законов и следование этому в жизни. Сказал Всевышний Аллах: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Женщины, 65).
«Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Хукм (власть, решение) принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» (Йусуф, 40).
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (Трапеза, 44)…
Вопросам власти и правления посвящено много современных книг, например, «Принятие решений на основании вымышленных законов» шейха Мухаммада ибн Ибрахима.
Эти три вида таухида охватывают три сферы жизни мусульманина: личную, общественную и государственную соответственно. Смысл этого разделения помогут лучше понять следующие примеры, взятые из жизни:
«Брат с правильной акидой», чтобы избежать призыва в российскую армию, идет служить в эту армию по контракту. Он служит в Чечне, дослуживается до офицерского звания, продолжая при этом придерживаться таухида в вопросах поклонения.
Старик-кавказец идёт на огромный риск, помогая муджахидам воевать против кафиров и муртаддов, причем двигает им именно принцип дружбы и непричастности. При этом на ряду с Аллахом он взывает к своему мертвому «святому».
Ученый, относящий себя к пропагандистам таухида, утверждает, что стремление к созданию исламского государства, восстановлению Халифата – это политиканство, и что наша цель лишь очищение поклонения Аллаху. Тем самым он выводит вопросы власти из понятия таухида.
И хотя основой таухида в делах рабов Аллаха является единобожие в ритуалах – мольбе, жертвоприношении, паломничестве и т.п., и именно с этого начинался призыв всех пророков, остальные формы таухида связанны с ним настолько, что сказал шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, да помиулет его Аллах: Обязательно следует знать, что управление (ولاية) делами людей относится к величайшим обязанностям религии. Более того, ни религия, ни дунья не могут существовать без него. (Сборник фатв, 28/390).
И сказал шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, да помилует его Аллах: Придавание сотоварища Аллаху в Его хукме (решениях, власти) подобно придаванию Ему сотоварища в поклонении. Он сказал относительно Своего хукма: «и никто не принимает решений, не властвует вместе с Ним» (Пещера, 26), в кираате Ибн Амира: «и не придавай Ему в Его хукме (решении, власти) никакого сотоварища» - в повелительном наклонении. И Он сказал относительно придавания Ему сотоварища в поклонении: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Пещера, 110). И оба повеления одинаковы, как это очевидно, если пожелает Аллах. (Адвау-ль-байан, 7/48).
Отклонения в упомянутых трёх видах таухида могут быть смешаны в разных пропорциях как в человеке, относящим себя к исламу, так и в мусульманском обществе. Сегодня нередко мы видим, как невежественные в основах религии простолюдины проявляют бóльшую любовь к мусульманам и вражду к кафирам, более ревностное отношение к святыням религии, чем люди, вроде бы посвятившие ильму и да’вату свою жизнь, при том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, крепчайшей связью имана является любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха» (Ахмад и другие, Альбани и Шу’айб Аранаут сочли хорошим).
Отсюда следует еще одна проблема в отношении таухида – это то, что многие мусульмане, благодаря саляфитскому призыву вроде бы осознавшие важность единобожия, остаются «теоретиками» таухида, не переходят к практическим действиям. При том, что, как мы сказали, суть таухида божественности – это действия.
Эта проблема не нова, и о ней говорил еще шейх Абдулла Аззам, да примет Аллах его шахаду:
…Я понял, что таухид не может полностью проникнуть в души людей, и не будет он усиливаться и укрепляться в той степени, как это происходит на полях сражения.
Это таухид, в отношении которого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я был послан с мечом перед наступлением Часа, чтобы поклонялись только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей».
Итак, установление таухида в этом мире происходит мечом, а не чтением книг и не заучиванием книг по ‘акъиде.
Воистину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас тому, что таухид улюхия (таухид божественности, поклонения) является причиной его миссии, и таухид улюхия должен быть установлен среди людей на земле. Он научил нас тому, что этот таухид не может быть изучен на уроках… Нет, он должен быть взращен и воспитан в душах, посредством противостояния в битвах и во время противостояния тагутам, посредством жертв, которые приносит человеческая душа. (Цитируется по статье «Таухид действия», которую я очень советую всем прочитать).
Или, как сказал шейх Абу Умар ас-Сайф, да примет Аллах его шахаду:
Одной из ошибок наставников также является то, что они укрепляют в душах студентов идею о том, что для следования салафам этой Уммы следует лишь учиться и заучить акъиду салафов без следования их методологии, их пути и примеру их джихада. Можно увидеть человека, призывающего к следованию салафам и их манхаджу, но сам он предпочёл мирскую жизнь и скрывает истину». («Заветы и препятствия – ученым, ищущим знания и наставникам»).
Подводя итог, скажем, что отклонение от принципов таухида происходит сегодня во всех сферах жизни: личной, социальной, политической. Эти отклонения могут иметь разную степень у разных людей и в разных обществах. И даже обладание «правильной ‘акъидой» само по себе не делает человека муваххидом, пока он не будет действовать в соответствии с этим правильным вероубеждением.
Продолжение следует…
Зелимхан Мерджо