Аллах сказал:
“Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: “Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника?” (4:75)
Аль Куртуби пишет в своем тафсире: “Аллах приказал совершать джихад, чтобы возвысить Его слово и восторжествовала Его религия, и чтобы шли на помощь слабым верующим, даже если это повлечет за собой потери среди мусульман.”
Освобождение военнопленных мусульман является обязательным, либо через сражение, либо через выкуп. Имам Малик сказал: “Мусульманам нужно освобождать военнопленных, даже если будет стоить им всех их богатств.”
1. Абу Муса Ашари передал, что Посланник Аллаха сказал: “Освобождайте пленных (мусульман), кормите голодных и навещайте больных.” (Бухари)
Согласно мазхабу Шафии, освобождение военнопленных рекомендуется. Согласно мазхабам
Имама Малика и Ахмада это обязательно.
Если были использованы чьи-то личные деньги для освобождения пленных и его разрешение (т.е. пленного мусульманина) было получено, тогда он должен заплатить эти деньги обратно после своего освобождения. Если же деньги были заплачены без его ведома и согласия, тогда существует разногласие, следует ли ему заплатить их обратно или нет.
Умар бин Абдул Азиз сказал, что если мусульманские военнопленные просят мусульман заплатить за их освобождение, мусульмане обязаны заплатить за это.
Аль Куртуби пишет в своем тафсире относительно этого аята:
“Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете.” (8:72)
Если верующие, которые не совершили переселение из вражеской страны, просят мусульман о помощи либо в военной или в финансовой форме для их освобождения, тогда мусульмане обязаны им помочь, и запрещено покидать их. Единственное исключение если мусульмане связаны договором с немусульманской страной. Но это действительно только если задержанным мусульманам не причиняют вред.
Если их притесняют, тогда мусульмане должны помочь им.
Имам Абу Бакр бин Араби сказал: “Кроме если мусульман унижают и притесняют. В этом случае, нужно обеспечить их освобождение до тех пор, пока есть хотя-бы один живой среди нас (даже если мы все умрем) или мы истратим все наши богатства в процессе освобождения.”
Таковы мнения имама Малика и всех улемов.
Какое несчастье видеть сегодня наших братьев покинутыми во вражеских тюрьмах, когда наши казны полны денег и мы полны сил!
Умар бин Абдул Азиз послал послание мусульманским военнопленным в Константинополе. Он писал им: “Вы считаете себя военнопленными. Это не так. Вы узники на пути Аллаха. Я хочу, чтобы вы знали, что когда-бы я не давал что-нибудь мусульманам, я даю вашим семьям больше, и я посылаю такого-то и такого-то с 5 динарами для каждого из вас, и еслиб я не боялся, что римский диктатор заберет их у вас, я бы послал больше. Я также послал такого-то и такого-то, чтобы обеспечить освобождение каждого из вас независимо какой будет цена. А потому радуйтесь! Ассаламу алайкум.”
Науауи считает, что постановление об освобождении пленного подобно постановлению о врагах, вторгшихся в земли мусульман. Фактически, он считает освобождение военнопленных более приоритетным, потому что священность и неприкосновенность мусульманина важнее чем священность и неприкосновенность мусульманской земли.
Примером этого положения может служить случай, когда одну мусульманку, которая была в плену у римлян в Аммурии, ударили по лицу. Она воскликнула: “Где Аль Мутассим?!” (Аль Мутассим был Халифом мусульман).
Когда это передали Аль Мутассиму, он послал целую армию, чтобы освободить её. Крестоносцы взяли 500 мусульман в плен в Рахе. Тогда султан Имад Деен Зинки завоевал этот город и освободил всех военнопленных мусульман.
Когда Салахаддин разбил крестоносцев в битве при Хиттине, он освободил 20 000 пленных мусульман из рук крестоносцев.
Таково было положение лидеров мусульманских муджахидов. Они освобождали пленных мусульман, при этом захватывая вражеских пленных и затем многие из этих неверующих военнопленных принимали Ислам и затем уже сражались с кафирами. Именно их имел ввиду Посланник Аллаха в хадисе, переданном в Сахихе Бухари: “Аллах удивлен людьми, которые войдут в Рай в цепях!”
Это означало, что некоторых неверующих привели в цепях как пленных и затем они уверовали в Аллаха. Таким образом, это как будто эти цепи привели их к Исламу!
Из книги Машари Аль-Ашвак ила Масари Аль-Ушаак
Автор: Имам, ученый, муджахид и шахид:
Абу Закария Ад-Димашки Ад-Думяти "Ибн Нуххас"
Перевод: Абу Абдуллах