Крупный специалист по России Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги дала интервью московскому корреспонденту влиятельной швейцарской газете Neue Zürcher Zeitung Даниэлю Вехлину, в котором рассказала о Путине и его России.
В материале, озаглавленном газетой "Путинская система больше не способна ни к какой принципиальной реформе" (Das System Putin ist zu keiner grundlegenden Reform mehr fähig), газета указывает:
"Русский премьер министр заботится о том, чтобы его мышление и политика отвечали новым требованиям. Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги видит в этом типичные признаки распада авторитарной модели правления".
В своем интервью Шевцова в частности указала:
"Хотя Путин ушлый человек, его последние реакции и отношение к протестам показывают со всей ясностью, что он охвачен чувством превосходства и потерял всякую связь с реальностью.
Кроме того, он не способен выработать новую стратегию. Он типичное явление для авторитарного стиля руководства. Просвещенные советники рано или поздно выгоняются им из круга власти или в растущей степени теряют способность к критике.
Шаг за шагом, год за годом эксперты перестают быть экспертами и превращаются в благосклонных придворных. Хорошим примером этого являются сентябрьские события, когда Путин и Медведев поменялись ролями. Как представляется, никто ему не сказал, что на самом деле происходит в России и что он надоел.
Это приведёт к фатальным последствиям для Путина. Он пропустил момент, чтобы уйти. Как кажется, он плохо чувствует себя в новых обстоятельствах. До сих пор он только контролировал. Ему не хватает ума для обеспечения истинно плюралистических отношений в политике и экономике. Он человек прошлой эпохи.
Что можно еще ожидать от Путина? Путин проводит заграницей и в России классическую политику кнута и пряника. Он разрешает крупные демонстрации. Он разрешил Медведеву встретиться с представителями внепарламентской оппозиции.
Он пытается говорить в умеренных тонах. С другой стороны, он постоянно прибегает к выборочным репрессиям. Отдельные активисты арестовываются, отдельные демонстрации запрещаются. Это должно действовать устрашающе.
Сейчас он не прибегает к коллективным репрессиям потому, что в связи с выборами он заботится о своей легитимности. В принципе он, однако, готов усилить репрессии. Хорошим свидетельством этого является бюджет, предусматривающий выделение огромных сумм на военных и аппарат госбезопасность. Мы, однако, не знаем, на какие конкретные шаги готов пойти режим, чтобы защитить свою власть.
Путин остается самым популярным политиком благодаря управляемым СМИ, в первую очередь телевидения, которые проводит регулярную промывку мозгов. Однако к опросам общественного мнению следует подходить осторожно, включая опросы Левадой-центром. Я разделяю мнение социологов, что избирательная база Путина составляет порядка 30-40%.
После выборов процессы продолжатся, Путин его команда все больше будут терять легитимность и доверие. Они уже потеряли городской слой населения, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Сельскую Россию и Северный Кавказ Путин еще может удерживать под своим контролем, по крайней мере, до тех пор, пока он может гарантировать сохранение жизненного уровня. Однако зарплаты и пенсии для этого каждый год ему необходимо повышать.
Но откуда он возьмет деньги? Промышленность в застое. Цена за нефть не постоянна. Поэтому уже в следующем году возрастут социально-экономические проблемы. Теперь только вопрос времени, когда подобное развитие событий совпадет с политическими процессами.
Путин не способен на принципиальные реформы, потому что правит не он один, а целый политический класс. России грозит внутренний взрыв и коллапс".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр