ПИСАТЕЛЬ ВОЙНОВИЧ: Путин устарел. Он как пишущая машинка в эпоху компьютеров

ПИСАТЕЛЬ ВОЙНОВИЧ: Путин устарел. Он как пишущая машинка в эпоху компьютеров

Московский корреспондент Los Anjeles Times Сергей Л. Лойко взял интервью у советского писателя-диссидента Войновича на его вилле под Москвой (фото). Писатель рассказал, что дни Путина сочтены.

Из Москвы передает Лойко в репортаже, озаглавленном "Пророческий русский романист говорит о конце эпохи Путина (Prophetic Russia novelist Voinovich speaks of Putin era's end):

"Писатель Владимир Войнович провел несколько десятилетий, критикуя русскую бюрократию и силовые структуры - и в некоторых случаях он предсказал будущее с удивительной точностью. Советский госслужащие наказали его, отобрав у него гражданство в 1980 году, и выслали его заграницу.

Через 6 лет он написал и опубликовал в изгнании роман "Москва 20422". Он описал в нем ужатую пост-советскую Россию, руководимую бывший шпионом КГБ, который до этого работал в Германии.

Это было за много лет до того, как Владимир Путин, бывший советский шпион, работавший в Германии, и в самом деле поднялся на вершину власти. Войнович, которому сейчас 79 лет, возвратился в Россию в 1990 году. На прошлой неделе он дал интервью Los Angeles Times, чтобы обсудить протестное движение против Путина.

- Как вам удалось предсказать в 1986 году, что Путин поднимется на вершину власти в России?

- Когда советская власть сама себя топила в собственном старческом маразме и разложении, у меня уже тогда  было ощущение, что пришло время для КГБ выступить и взять власть. 

Они были лояльными слугами компартии в течение всей её истории, но они были также более циничными и лучше образованными, чем их партийные боссы. И я почувствовал, что придет время, когда они осмелятся запросить более высокую цену за свою лояльность.

- Вы находите сходство между путинской партией "Единая Россия" и КПГБ, Коммунистической Партией Государственной Безопасности, правящей партией в вашей книге?

- Конечно, нахожу. "Единая Россия" - это типичная КПГБ из моей книги, состоящая из бывших членов Коммунистической Партии и бывших агентов КГБ, никто из которых не имеет никакой идеологии, за исключением карьерных мотивов и потребности в материальных и денежных прибылях.

Люди называют их партией жуликов и воров. Но что бы они сейчас ни делали, даже если они разоблачат и выгонят всех воров из своих рядов, они заклеймены навечно. Любой их следующий шаг не улучшит, а только ухудшит их положение.

- Путин воссоздавал Советский Союз?


- Не совсем. Они восстанавливали старые политические структуры советского типа, потому что, по их мнению, это был единственный путь для того, чтобы они могли управлять и контролировать страну и поделить между собой и присвоить ее огромные богатства и ресурсы. Я помню, как в 1980-х годах Сахаров сказал, что КГБ была единственной структурой,  где не было коррупции. Теперь мы можем сказать, что он их несколько недооценил.

- Что сделал Путин неправильно? Он был очень популярен, когда начинал. Он до сих пор пользуется достаточной популярностью, чтобы его избрали президентом в марте, так?

- Честно сказать, я в этом уже начинаю сомневаться. Самая большая проблема Путина в том, что для легитимности ему абсолютно нужно выиграть честные выборы, однако у него просто не может быть честных выборов, потому что все его оппоненты были собраны в соответствие с его планом и его же правилами.

В 1999 году Путин более-менее соответствовал своему времени, но через 10 лет он безнадежно устарел как лидер, он как печатная машинка в эпоху компьютеров.

Он продолжал появляться каждый вечер по телевидению и приказывал правительственным министрам поднять пенсии, спасти людей от пожаров и люди это любили, но он продолжал и продолжал в том же духе в течение многих лет.

И когда к нему подключился другой пацан (Медведев), они стали проигрывать тот же самый спектакль с небольшими вариациями каждый вечер, поочередности. И в завершении эти два лидера признались, что они таили заговор 4 года, чтобы потом поменяться местами. И это было началом их конца.

- Почему ни с того, ни с сего оппозиционные демонстрации в прошлом декабре привлекли так много народа?

- Считается,  что предыдущие парламентские выборы в 2007 году были не намного честнее, чем нынешние декабрьские выборы. Люди тогда это тоже видели, но они сидели на кухне и ворчали самим себе. Однако сейчас Интернету и социальным сетям типа Фейсбук удалось объединить все эти отдельные кухни в одну огромную общую кухню, и люди увидели, что они не одиноки в своем разочаровании и гневе.

- Как, по вашему мнению, Путин может повернуть ситуацию вспять?

- Сейчас Путин снова делает большую ошибку, если он думает, что 100.000 демонстрантов не слишком много, чтобы его свергнуть, и что миллионы, которые не присоединились к протестам, находятся на его стороне.

Они не на его стороне. Они просто на данный момент молчат. Не имеет значения теперь, если Путин выдвинет очень новую, очень либеральную и убедительную программу. Люди просто не будут его слушать, потому что они его больше не любят. Для него все кончено. И чем скорее он это поймет и сдаст власть, тем лучше будет для него.


- А что если Путин решит подавить оппозицию силой?

- Если Путин решит все же остаться и ответить насилием на растущее народное сопротивление, это будет очень плохо для этой страны, но для Путина будет еще хуже. Я знаю настроения в армии и настроения в полиции. В случае настоящего кризиса они не будут защищать Путина. И путинские богатые дружки не поспешат ему на помощь, чтобы его спасти, я в этом уверен.

- Сколько еще времени вы отводите Путину?

- В 1991 году во время августовского переворота я  сказал..., что пучисты не продержатся и месяца. Он продержались три дня. Теперь я предсказываю, что Путин не продержится и два года на посту руководителя России. Это для него в лучшем случае. Однако я не могу исключить, что его вообще не выберут.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр