Выходящий в Бостоне старейший американский журнал The Atlantic (основан в 1857 году, тираж 462.175) опубликовал в последнем номере статью "Сможет ли русская элита обратиться против Путина" (Could the Russian Elite Turn Against Putin?).
Статья имеет подзаголовок "Все более рассерженная народная оппозиция страны не может сама по себе вынудить к реформе, однако многие высокопоставленные чиновники и руководители бизнеса сделали глубокие инвестиции в существующую систему" (The country's increasingly angry popular opposition can't force reform on their own, but many top officials and business leaders are deeply invested in the current system).
Журнал в частности отмечает:
"В то время, как политические результаты русских декабрьских протестов остаются неопределенными, демонстрации в Москве и других русских городах выразили общественные разочарования управлением Путиным экономикой и даже определенный настоящий гнев от организованного им самоназначения кандидатом в президенты от "Единой России. Однако нужно еще посмотреть, как отреагирует русская элита, если страна окажется нестабильной.
В настоящее время, те лица, которые занимают самые высокие положения в русской элите, как представляется, решили, что они или будут держаться вместе, поддерживая Путина, или будут держаться отдельно, если он падет.
Их мог вдохновить националистический антикоррупционный блогер Алексей Навальный со все более резкой риторикой, которая все больше приближается к открытым призывам к насильственной революции (американцы, по крайней мере так они заявляют, поддерживают Белую Революции при строгом условии, что на будет ненасильственной - КЦ).
Обращаясь к толпе демонстрантов 24 декабря, он сказал: "Здесь достаточно народа, чтобы захватить Кремль". Как сказал английский писатель Сэмьюэл Джонсон два века назад, "перспективы повешений чудесным образом концентрирует работу мозга".
Тем не менее, даже в непосредственном кругу Путина некоторые могут делать на это ставку, однако они являются только небольшой (хотя и влиятельной) частью элиты.
В более широкой области отношение русской элиты к Путину зависит от ряда факторов.
Во-первых, конечно, есть вероятность того, что оставаясь в целом объединившейся вокруг Путина 7, русская политическая и деловая элита может обеспечить продолжение своего выживания, как по отдельности, так и группой.
Новый выбор премьер-министра президентом является основным шагом в этом процессе, однако это только первый шаг. Управление Россией после выборов может оказаться более сложным, особенно если эконмическое положение окажется в застое или ухудшится.
Во-вторых, просматриваются потенциальные опасности, если Путина не переизберут. Если выберут Зюгнова, то некоторые могут опасаться судов за коррупцию, конфискации капиталов и даже тюремного заключения.
Другие могут считать Зюганова частью истеблишмента и полагать что мало вероятно, что он нарушит сегодняшние правила игры. Если Навальный и армия недовольных - которая на самом деле может существовать, а может и не существовать - выйдет на баррикады и попытается переорганизовать русскую политику силой, ставки могут стать более высокими.
В основанной на личности русской политической системе третьим фактором является лояльность Путину. Так как русские политические лояльности носят очень конкретный характер, в расчеты будут приниматься потенциальные выгоды от открытой поддержки Путина и потенциальные последствия от противодействия ему в решающий момент.
Между нынешним моментом и 4 марта или после этой даты у русской элиты будет момент Макиавелли для проверки того, что лучше - чтобы тебя боялись или любили".
В заключение обширной статьи журнал пишет:
"Как кажется, Россия достигла той точки, при которой стало бесполезным самый сильный инструмент прогноза - опыт прошлого. Общественное давление, как кажется, имеет более сильное влияние на то, как управляется Россия, чем это было в недавнем прошлом, однако из-за отсутствия настоящей революции соперничество внутри русской элиты может стать решающим моментом.
Более того, хотя значительная часть элиты может адаптироваться к новому руководству или даже его приветствовать, только незначительная часть её хочет свергнуть русскую политическую систему или установить демократию западного образца".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр