Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, сказал:
وَمَن يُوَلِّهِمْ يَوْمَئِذٍ دُبُرَهُ إِلَّا مُتَحَرِّفًا لِّقِتَالٍ أَوْ مُتَحَيِّزًا إِلَىٰ فِئَةٍ فَقَدْ بَاءَ بِغَضَبٍ مِّنَ اللَّهِ وَمَأْوَاهُ جَهَنَّمُ ۖ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ
«Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна» (сура «аль-Анфаль», 16).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«….اجتنبوا السبع الموبقات»
«Остерегайтесь семи пагубных вещей….»
В этом большом хадисе посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم среди прочих больших грехов упоминает и этот большой грех – бегство в день наступления.
Шейх Ибн Усеймин сказал:
Бегство в день наступления – это бегство из рядов во время сражения. То есть, во время наступления исламской армии на неверных человек покидает ряды сражающихся, обращаясь в бегство. Поистине, это один из больших грехов, который относится к семи пагубным вещам, о которых шла речь выше. Этот большой грех заключает в себе огромное зло.
Во-первых, следствием такого действия будет появление малодушия в сердцах мусульман.
Во-вторых, увидев подобные действия со стороны мусульман, неверующие укрепятся в своих позициях и намерениях по отношению к мусульманам.
Несомненно, если кафиры увидят, как мусульмане бегут от них в страхе, это прибавит им силы и мужества, что даст им возможность быть более активными и энергичными в бою.
Однако Всевышний Аллах, свят Он и велик, сделал исключение в Коране, сказав:
وَمَن يُوَلِّهِمْ يَوْمَئِذٍ دُبُرَهُ إِلَّا مُتَحَرِّفًا لِّقِتَالٍ أَوْ مُتَحَيِّزًا إِلَىٰ فِئَةٍ فَقَدْ بَاءَ بِغَضَبٍ مِّنَ اللَّهِ
«…кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха» (сура «аль-Анфаль», 16).
Т.е. тот, кто совершил эти два маневра – разворот (уклонение) или присоединение к другому отряду, на нем нет греха, и в этих действиях нет ничего греховного.
Во время сражения бывает так, что какой-либо отряд попадает в окружение и нуждается в помощи, и если помощь вовремя не подоспеет, то такой отряд обречен на полное уничтожение.
Что касается отклонения от встречи с противником или уклонение от битвы, то в этом тоже нет ничего греховного, так как на войне бывают ситуации, когда воины нуждаются в отдыхе, в починке оружия, в занятии удобных позиций, перегруппировке, а порой и просто для защиты определенных позиций.
Перевод подготовил Абу Рамадан по книге Мухаммада ибн Салиха Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-Захаби