Ведущий священник в демократической антимосковской Российской православной автономной церкви в Суздали, историк и публицист Яков Кротов рассказал в интервью редакции госдеповского радио Voice of America о положении в отделе ФСБ "Русские националисты":
"Лозунг: «Хватит кормить Кавказ!». Они ведь не говорят: «Давайте отпустим Кавказ!» Нет, Кавказ они хотят попросту вырезать – чтобы некого было кормить. Не следует думать, что эти люди хотят кому-то дать свободу: они хотят другого – отобрать жизнь…
Национализм вызревал в недрах Лубянки еще с сороковых годов. А в шестидесятых – при Железном Шурике (А.Н.Шелепине), гебисты уже активно разрабатывали национальную тему. Финансировали националистическую прессу – в том числе и подпольную. Наконец, при Андропове проект дозрел – и, собственно, перестройка отчасти и была проектом по замене коммунизма на русский державнический национализм.
Русский национализм вторичен по отношению к русскому милитаризму: это результат того, что русский милитаризм сгнил, растерял то, что хотел бы сохранить, и сейчас опасается, что потеряет и Татарстан, сократившись до размеров приличной европейской страны.
Другое дело, что Кремль отстаивает свое номенклатурное право – монополию на насилие и монополию на национализм. Поэтому часто националистов тоже закатывают в асфальт – чтобы понимали, кто в стае главный.
Четвертое ноября – то же самое седьмое ноября, только слегка загримированное. Сменить коммунистическую идеологию на националистическую – вот в чем была задача. Всеобщая деградация отразилась прежде всего на гуманитарной сфере, они просто неверно перевели старые даты: ошиблись, предполагая, что это – дата взятия Кремля. Потом поняли ошибку, но менять было уже поздно.
Почему же из множества побед выбор пал именно на поляков? Логика тут простая. Да, Россия одержала множество побед, но в целом она расширялась главным образом на восток, в Азию. В Европе Россия натолкнулась вначале на ожесточенное сопротивление – в первую очередь сопротивление Речи Посполитой… И вот – памятник победы над поляками. Но – не только над ними: я бы сказал, что это – праздник под названием «Трест ДЕ» (Даешь Европу!). Саркози и прочим берлускони не стоит расслабляться…»
Историк и публицист из Бостона Ирина Павлова указала:
«Нынешняя активность вокруг русского вопроса напоминает всплеск любви к русскому народу и всему русскому в тридцатые-сороковые годы, когда потребовалась мобилизация и сплочение народа вокруг верховной власти. Тогда тоже было много риторики. Так и сегодня. "День народного единства" специально придуман для демонстрации единства русского народа с нынешней властью, единства перед лицом внешней угрозы – в первую очередь американской – миф о которой усиленно внедрялся в общественное сознание все последние годы. Объективно и "русский марш", разрешенный 4 ноября, будет служить этой цели. Разрешая националистическую риторику, Кремль стремится снять недовольство русского населения и получить дополнительные голоса в свою поддержку».
Этим дело не исчерпывается. Стратегическая цель в том, чтобы использовать этот русский порыв для новой мобилизации, укрепления державы и расширения империи. Пока – в виде Евразийского Союза. Власть руководствуется «генетически» заложенными в ней инстинктами традиционного русского великодержавия.
При этом и большинство русского народа, и большинство националистов, поддерживают идею восстановления державы и расширения империи. И, наконец, еще одна цель правящей элиты: напугать либерально настроенных граждан растущей угрозой русского фашизма, тем самым заставляя и их в поисках защиты солидаризироваться с властью».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр