Действия Москвы в оккупированном Имарате Кавказ традиционно рассматриваются экспертами как наполовину внутренняя, наполовину внешняя политика. Внешняя политика считается сугубо делом того, кто находится в Кремле, и уже сейчас, не дожидаясь мартовских выборов, именно Путин снова становится ответственным за неё, считает эксперт Григорий Меламедов, которого цитирует издание UmmaNews.
Кроме того, всё северокавказское направление борьбы с Джихадом ещё с 1999 года расценивается как путинский «проект». Пока не было ясности, кто же займёт место в Кремле в 2012 году, Путин ещё мог делить с Медведевым ответственность за всю провальную политику в этом регионе, но теперь с каждым днём такой возможности у него будет всё меньше и меньше.
Между тем, ситуация для русских харбиев в Имарате Кавказ предвещает мало хорошего, указывает Меламедов. Совсем недавно Центр политических технологий представил Кремлю доклад «Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и перспективы модернизационных процессов». Из доклада следует, что никаких сдвигов попросту нет.
«Минрегион» и «Минфин» России разошлись в оценках того, насколько эффективны бюджетные траты на местные марионеточные режимы. «Минрегион» считает, что поступающие из Москвы деньги расходуются муртадами в целом эффективно. «Минфин» — наоборот. Сходятся оба «министерства» в одном: местечковые главари продолжают жить на дотации, и в обозримом будущем эта ситуация не изменится.
Между тем до России докатилась новая волна мирового финансового кризиса, а это значит, что финансовый потенциал Москвы сокращается.
Если, несмотря ни на что, поддерживать прежний уровень денежных вливаний, это может стать слишком тяжёлым бременем для России, вызвать как недовольство глав различных регионов страны, так и простых людей, считает Меламедов.
Если же дотации муртадам сократить или даже оставить на прежнем уровне, но без поправки на инфляцию, то ситуация в Имарате Кавказ может достичь критической точки.
И все понимают: именно Москва становится причиной роста бедности и безработицы на Кавказе. Между тем всё больше местных жителей «уходят в лес», растёт число поддерживающих и сочувствующих моджахедам. А тут ещё и олимпиада в Сочи, исход которой напрямую зависит от стабильности муртадских режимов в близлежащих Вилаятах. Причём «Сочи-2014» тоже путинский проект.
Касаясь развития Джихада в Имарате Кавказ, Меламедов указывает на 2 тревожные для русских тенденции. Первая состоит в том, что моджахедам удалось ликвидировать внутренний раскол. Спустя почти год после начала фитны все чеченские командиры обновили свой баят (присягу) Амиру ИК Докку Абу Усману.
Вторая — и более, на взгляд Меламедова, серьёзная — заключается в неуклонной исламизации региона, когда разные сугубо практические вопросы повседневной жизни, включая регистрацию имущественных сделок, решение земельных споров и тому подобное, — всё чаще рассматриваются с точки зрения Шариата, а не русских законов.
Меламедов советует Кремлю срочно менять положение дел, но в то же время недоумевает, кто из двух нынешних русских главарей будет это делать. Худший вариант для Москвы, если до президентских выборов и официальной инаугурации нового президента один из них уже не захочет, а другой ещё не захочет брать на себя такую ответственность, отмечает аналитик.
Он делает вывод, что именно сейчас во всех вопросах, касающихся Имарата Кавказа, — будь то экономика, борьба с Джихадом или предвыборные дела, — от Кремля требуется «ювелирная точность» принимаемых решений. А её очень трудно достичь в России, где «лес рубят — щепки летят».
Отсюда, по мнению Меламедова, следует тревожный вывод — в ближайшее время Москва с большой долей вероятности может «наломать дров» в Имарате Кавказ, и это не сулит для русских ничего хорошего.
Отдел мониторинга
КЦ