WIKILEAKS. Ядерное оружие для Ирана, в первую очередь, средство переговоров

27 сентября 2011 в 16:39

Бывший госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили в своем разговоре с послом США Джоном Тэфтом отмечал, что Россия довольно эффективно раздувала утверждения об американских планах использовать Грузию в качестве плацдарма для нападения на Иран, а также о якобы существующих у Израиля намерениях использовать проданные Грузии беспилотные летательные аппараты для нападения на Иран. Об этом говорится в материалах "Wikileaks". В связи с этим госминистр Грузии Якобашвили отмечал, что иранцы параноидально относятся к потенциальным угрозам и соперничеству за влияние в регионе. При этом он заметил, что Иран не доверяет России, хотя и опасается также предложенной Турцией т.н. кавказской платформы, как попытки захватить лидерство в регионе - роль, которую Иран считает по праву своей наряду с тем, что он считает себя лидером в иранском мире.

Как пишет посол США в Вашингтон, Якобашвили разглядел три основных отношения в Иране к Западу: открытость и оптимизм, исходящие в основном от населения; открытость, но с расчетливым скептицизмом, исходящая от бюрократов и чрезвычайная осторожность, исходящая от высшего руководства. Люди главным образом обеспокоены экономикой. Якобашвили нашел уровень государственного контроля схожим в свое время с СССР, но подчеркнул два ключевых отличия – наличие частной собственности и возможность людей выезжать за пределы страны, служат достаточным предохранителем для предотвращения взрыва возмущений.

Якобашвили, "являющийся единственным евреем среди членов правительства Грузии", как подчеркивается в письме Тэфта, отправился в Тегеран с заместителем министра иностранных дел Налбандовым, но задержался еще на один день и провел отдельные встречи. Во время беседы с послом, 18 марта (2009 года), он подчеркнул несколько раз, что иранцы очень одержимы и советовал США не забывать об этом факте. Во время пребывания Якобашвили в аэропорту в ожидании отлета, к нему подошли иранские чиновники, с документами, якобы доказывающими тот факт, что США планирует нанести удар по Ирану с баз Грузии. Ранее на предыдущих встречах, эти же чиновники интересовались у Якобашвили, почему Грузия так стремится в НАТО, предполагая видимо, что этот шаг нацелен на размещение Соединенными Штатами баз на территории Грузии. Иранские власти также интересовались у Якобашвили беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые Грузия приобрела у Израиля, выразив озабоченность тем, что Израиль планирует использовать их для нападения на Иран. Они также интересовались тем, сколько израильтян погибло в Южной Осетии, воевавших против государственных войск Грузии в ходе августовской войны с Россией. Якобашвили опроверг данные утверждения, задав ответный вопрос иранцам – знают ли они, что русские манипулируют и ими, на что они ответили, что пригласили его именно для того чтобы проверить правдоподобность обвинений, исходящих от России.

Якобашвили предположил, что Иран мирится с российскими манипуляциями, ибо он (Иран-ред) себя чувствует российских изолированным и под угрозой, и ей нужна Россия. В то же время он считает, что Иран не доверяет России и опасается чрезмерного ее влияния в их регионе. Кроме того, по словам иранцев, они очень обеспокоены возможным турецким влиянием, они на каждой встрече задавали вопрос о "кавказской платформе", давая этим ясно понять, что они не разделяют эту идею. Якобашвили считает, писал посол США, что Иран рассматривает себя как лидера и в Кавказском регионе и в Исламском мире, и поэтому считает Турцию прямым конкурентом на обе роли. Он отметил некоторое иранское презрение к арабам, которое отражается в видео под названием «Homo Arabikus», снятом в Иране. Хоть иранцы и не признавали этого, но Якобашвили заметил в них обеспокоенность недавним конфликтом в Секторе Газа и он чувствовал, он понимал, что это было фактически поражением в завоевании лидерства в Исламском мире. Якобашвили также подчеркнул, что Ирано-Иракская война по прежнему остается ключевым вопросом для Ирана. Напоминания об этом повсюду, и роль США и ЕС в поддержке Саддама Хусейна против Ирана их все еще возмущает.

По оценкам Якобашвили, иранский народ вписывается в три большие социальные группы, у каждой из которых было свое отношение к Западу. Во-первых, население в целом было открыто для новых идей и оптимистично настроено относительно будущих возможностей; его главное беспокойство было связано с глобальным экономическим кризисом. Он сказал, что люди страдают от недавнего ограничения потребления бензина для гражданских лиц (но не правительством или бизнесменами). Он отметил, что у Ирана есть все, чего бы хотел видеть турист в зоне отдыха. Исфахан, например, был красивым современным городом, но нет туристов.

Во-вторых, как пишет Тэфт со слов Якобашвили, бюрократы были открыты для отношений, но в то же время были настроены скептически и осторожны, они смотрели на политическую среду как на "базар", где каждый борется за свои собственные интересы. И напоследок, хотя он (Якобашвили-ред.) не сказал, что руководство было против отношений, он посчитал, что они просто ищут пути для их отсрочки. Якобашвили описал интерес правительства Ирана к ядерному оружию в первую очередь как главное средство при переговорах. По их мнению, находиться в процессе создания ядерного оружия лучше, чем владение им, так как это приковывало внимание Запада и позволяло Ирану выпрашивать дополнительные льготы.

"Как бывший советский гражданин, Якобашвили нашел много общего между иранским режимом и режимом в бывшем Союзе. Он привел два ключевых момента, для недопущения социального негодования – это наличие частной собственности и возможность людей путешествовать за пределами страны. Он также отметил наличие большого количества спутниковых антенн (хотя многие из них не используются), и что Иран является одной из передовых стран по спросу на дорогую женскую одежду. Иранские интеллектуалы ненавидят Мулл (представителей мечети), но не могут бросить им вызов в данной ситуации. Он также отметил очень скупую роль Мулл в восстановлении Ирана; 150 лет назад Иран был ничем, но им, по крайней мере, удалось восстановить иранскую национальную гордость", - говорится в письме посла США в Вашингтон.

КЦ