По сообщениям литовских СМИ, в четверг, 1 сентября, в вильнюсском окружном суде продолжился допрос Эляны Еленяускайте, тети литовской мусульманки Эгле Кусайте, обвиняемой ФСБ в "желании что-то взорвать в Москве или Чечне".
В своих свидетельских показаниях тетя указала:
"Виновата только тайная полиция VSD".
Она давала свои показания на бумаге, так как 2 недели назад, во время предыдущего опроса судом, она почувствовала себя плохо и попала в больницу.
Свидетельница отметила, что офицеры литовской тайной полиции начали преследовать ее племянницу, когда ей было 14 лет, и установили за ней полицейскую слежку. Она заявила, что Эгле Кусайте знала только двух чеченцев, которых сейчас находятся в чекистских застенках в Москве: Айшат и Апти Магомадовых.
"Эгле не была радикальной мусульманской, мы радовались и поддерживали ее дружбу и Айшат. Эгле не прятала от нас электронную переписку. Я не вижу ничего плохого в том, когда общаются между собой две девушки", указала суду Эляны Еленяускайте и добавила:
"Судьба Эгле была предрешена с того момента, когда они открыли свое следствие. Я не собираюсь об этом молчать. Но что я могу сделать? Стреляться? Жевать листья? Только это, и ничего больше".
Свидетельница подчеркнула, что литовская тайная полиция скармливала Эгле психотропные наркотики:
"VSD все время травила Эгле, они делали, что хотели".
Эляна Еленяускайте обвинила в преступной деятельности не только офицеров литовской тайной полиции, но также прорусского прокурора Юстаса Лачуса, который проводил так называемое "следствие".
"Его контора, прокуратура, прикрывала VSD, это более, чем очевидно. Литовские КГБшники (VSD) использовали первые чувства любви племянницы, любви к чеченцу Арно, для своих грязных преступлений".
Более того, тетя Кусайте убеждена в том, что Арно, "пропавший" в Литве, может быть жив и содержаться в какой-либо тюрьме Евросоюза. "Возможно, даже в одной из тайных тюрем ЦРУ в Европе", сказала она.
Эляна Еленяускайте отметила, что если возникнет необходимость, она никогда не обратится за помощью в тайную полицию VSD, потому что настоящим уголовникам доверять можно, а полицейским нельзя ни в коем случае.
Опросы тети и матери Кусайте проходили на открытых слушаниях, но потом заседание сделали закрытым, так как там "разглашались данные, относящиеся к государственным тайнам".
Ранее Эгле Кусайте опровергла свои "показания", данные ей на "следствии", состряпанным Лаучюсом.
Литовская мусульманки отметила, что для получения от нее этих заведомо ложных показаний по приказу Лачюса её избивали, пытали, скармливали психотропные средства, и оказывали давление со стороны прокуроров и полицейских "адвокатов".
«Мне сказали, чтобы я призналась, потому что они угрожали мне, что если я не признаюсь, они будут пытать мою подругу Айшат. Они утверждали, что её судьба в моих руках", заявила Эгле Кусайте.
"У меня не было никаких намерений, что-либо взрывать. Эти мысли внушались мне приставленной ко мне КГБэшной сукой", указала Кусайте и добавила, что Магомадовы - образованные и интеллигентные люди и что это теракты для них неприемлемы, передают литовские СМИ.
Между тем московские правозащитники сообщили, что матерые литовские прокуратурщики Миндаугас Дуд и Юстас Лаучюс, чтобы отомстить Кусайте, помешавшим им выполнить приказ Лубянки засадить её за "терроризм", завели 24 августа на неё уже третье политическое дело.
По мнению этих двух прочекистских прокуроров-исламофобов, Кусайте их якобы "оскорбила", заявив после заседания Вильнюсского окружного суда от 24 марта, то есть 5 месяцев назад:
"Это просто государство абсурда. Прокурор, по моему мнению, совершает преступления (...) Пусть посмотрит, что они делают с моей тетей, с моими близкими".
Второе политическое дело Лаучюс завел на Кусайте по заведомо ложному обвинению, что она ему якобы "угрожала" в отправленной с её мобильника СМС.
Правозащитники указали, что мобильник находился в квартире Кусайте, в которую при отсутствии жильцов постоянно тайно наведываются тайные полицейские из VSD для установки, снятия прослушки, незаконных обысков и т.п. Они и отправили СМС с угрозами Лаучюсу с мобильника Кусайте по его личной просьбе в феврале 2011.
Московские правозащитники также указали, что намеченное на 31 августа заседание чекистского "суда" в Москве над Апти и Айшат Магмадовых отложено до 5 сентября в связи с тем, что в чекистский "московский областной суд" не поступили документы с показаниями Эгле Кусайте.
Адвокат защиты Муса Хадисов пояснил, что, вероятно, показания еще не переведены с литовского языка на русский.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр