Как сообщает издание Хроника Туркменистана, с первого августа в Туркменистане закрывают Туркмено-турецкие школы, действовавших в стране с начала девяностых годов. В Ашхабаде осталась лишь одна школа №57 им. Мустафы Кемала Ататюрка. Новый набор в эту школу уже прекращен, однако, по словам педагогов, нынешним ученикам дадут возможность закончить обучение. В велаятах их закрыли совсем. В городе Туркменбаши, например, местная туркмено-турецкая школа стала обычной средней школой №5, в Небитдаге – №22 а в Туркменабаде – №42.
Туркмено-турецкие школы считаются учебными заведениями, дающими качественное образование. Выпускники таких школ в совершенстве владеют турецким и английским языками, не говоря уже о серьезной подготовке по математике, физике, химии и другими предметами.
Сначала открывались в каждом областном центре по одной школе, а затем и в других больших городах-вилаятах. В 1994 году в Ашхабаде открылся Международный Туркмено-турецкий Университет, а по всей стране дополнительно открылись турецкие учебные центры «Башкент». За годы работы в Туркменистане через эти учебные заведения прошли тысячи молодых туркменистанцев, в основном мальчиков.
Однако известно, что помимо качественного образования, эти учебные заведения активно, но скрыто продвигают идеологию пантюркизма — объединения народов тюркоговорящих стран под эгидой Турции, отмечает издание Хроники Туркменистана. В странах СНГ эта идеология проводится движением «Нурджулар», его последователей еще называют «нурсистами», производное от имени основателя движения Саида Нурси. В России, например, это движение признано экстремистским, а все турецкие учебные заведения были закрыты в начале нового столетия.
Выпускников, наиболее глубоко впитавших в себя турецкие ценности, идеи умеренного Ислама, руководители учебных заведений посылают продолжать обучение в вузах Турции. Для этого правительство Турции специально выделило квоты. Ребята получают высшее образование, многие продолжают учиться на магистратуре и аспирантуре. В Анкаре и Стамбуле есть уже целые диаспоры молодых ученых – выходцев из Туркменистана, их сотни человек. После обучения, уже на Родине между собой они предпочитают общаться на турецком языке, к пьющим и нерелигиозным людям относятся презрительно, пренебрежительно к женщинам, а своих сестер, жен и дочерей заставляют носить хиджаб.
В процессе обучения в Турции некоторые молодые люди не принимают «условия игры» и в буквальном смысле сбегают от своих покровителей, в основном в США. Удалось побеседовать с одним таким молодым человеком на условиях анонимности.
«В последствии самых лояльных и идеологически обработанных выпускников представители движения «Нурджулар» сами «проталкивают», в том числе и взятками, на ответственные посты в ключевых министерствах и ведомствах Туркменистана — миграционную службу, службу по контролю за наркотиками, минобороны, МНБ, МВД…», – говорит он. По его словам, среди силовых чиновников есть люди, окончившие, например, Военную Академию в Анкаре.
«Политика по внедрению своих людей в силовые структуры Туркменистана уже дала плоды – в условиях нехватки квалифицированных местных кадров большинство сотрудников Миграционной службы и Службы по борьбе с наркотиками имеет за плечами образование в турецких заведениях различных уровней», – отметил источник.
Недавний выпускник турецкой школы в Туркменбаши отметил, что последнюю пару лет количество турецких преподавателей в Туркменистане стало заметно меньше.
«Нас и наших преподавателей открыто называют ваххабистами, причем называют представители местных властей, силовики», – сказал он.
Участник Интернет-форума Teswirler.com, ресурса, объединяющего в основном выпускников туркмено-турецких учебных заведений, так прокомментировал последние вести из Туркменистана по поводу закрытия турецких школ: «У ‘Нурджулар’ свои цели, а у нас [молодежи Туркменистана] свои, и вполне разумно будет сотрудничать, пока пути совпадают. Надо иметь свою голову на плечах, и тогда никто не сможет навязать тебе своё».
КЦ