Вопрос Путина грузинской делегации во главе с Саакашвили после последней встречи перед августовской войной (встреча состоялась в феврале 2008 года): "Вы доверяете американцам и думаете, что они сломя голову прибегут вам на помощь?...»
***
Кондолиза Райс и ее европейские коллеги почти в течение всего 8-9 августа говорили как с грузинской, так и с российской стороной и пытались посредничать с целью приостановления военных операций.
Саакашвили был согласен на прекращение огня и возвращение на позиции 6 августа. Когда Райс говорила с Лавровым, сначала он приветствовал возможность прекращения огня и сказал Райс, что если грузины прекратят воевать, то и Россия сделает ответные шаги, однако там же добавил, что не может решить это один. Лавров не давал однозначного обещания, что русские прекратят огонь.
После этого Путин прибыл во Владикавказ и лично взял в руки руководство операцией. Как говорят, он пришел в бешенство, узнав, как сначала русским было трудно взять Цхинвали, как были уничтожены вышедшие из рокского тоннеля русские танки и иные оснащения. Особенно рассвирепел, узнав о нападении на командующего 58-й армией, генерала Анатолия Хрулева утром 9 апреля, и его ранении: грузинские силы устроили засаду колонне Хрулева.
Первая колонна (в которой находились и журналисты), направляющаяся к "южному городу" Цхинвали по дороге Квернети, неожиданно нарвалась на грузинскую мобильную военную группировку. Это была разведывательная рота второй бригады.
Русская сторона видимо не знала о вышеупомянутой перегруппировке (после вывода сил МВД и 42-го батальона ночью на линию фронта Хетагоруво- Верхний Никози ввели соединения 2-й бригады Сенаки). Именно поэтому для русского генерала, спокойно следующего на автомашине "УАЗ", оказалось неожиданным появление грузинских спецчастей на турецких "Лендроверах".
Бой между ними завязался предположительно к 11:00 часам. Это произошло в поселке "Шанхай", на расстоянии 300-500 метров западнее от российской миротворческой базы. Грузинская разведывательная рота открыла огонь из гранатометов и пулеметов по российской военной колонне, которая состояла из двух рот. Как описывает корреспондент телеканала "Россия": "Это был контакт в 5, возможно 10 или 20 метрах.
Шел рукопашный бой, который предположительно продолжался полтора часа. В машине же был ранен сам командующий 58-й армии генерал Хрулев. В этом сражении из 22 российских военных машин сгорели 5 (3 БТР и 2 танка), погибли 6 русских военнослужащих, было большое количество раненных. От неожиданности русские солдаты пытались спастись бегством. Из-за потерь колонна была вынуждена вернуться назад, к верхнему городу. Были потери и у грузинской стороны".
9 августа артиллерийским огнем грузин были уничтожены 4 единицы боевой техники 135-го полка и 2 "ГАЗ -66" батареи гранатометчиков и из второй колонны Хрулева, следующей по дороге Дзары к Цхинвали.
Русский журналист описал даже то, как окруженный трупами генерал царапал руками землю и орал: мать их, почти весь мой батальон уничтожили… Разумеется, формирование такого образа Кремлю было не очень приятно.
Приезд Путина придал больше агрессивности российской военной кампании. Премьер России вместо 58-й армии ведущую роль в операции возложил на 78-ую псковскую десантную дивизию и объявил мобилизацию элитных частей российской армии. Он также приказал усилить воздушную кампанию против Грузии.
Российские самолеты в течение 5 дней нанесли свыше 400 воздушных атак на 36 целей в масштабе страны, а только 9 августа было осуществлено 120 вылетов. Некоторые цели находились на расстоянии 300 километров от Цхинвали, и это еще раз указывает на реальные помыслы России.
10 августа Тбилиси получил сведения разведки, что Москва намеревается открыть второй фронт в Абхазии, где были сосредоточены внушительные военные силы. Тем временем, российский морской десант был переброшен в Очамчиры.
По недавно отремонтированной железной дороге из Волгограда в Сухуми вошла и 22-я мотострелковая дивизия, а части 7-ой воздушно-десантной дивизии высадили в аэропорту Сухуми. Россия в конечном итоге сосредоточила приблизительно 20 тысячи солдат в Абхазии. 10 августа российская бронеколонна пересекла Ингурский мост и вошла в Западную Грузию. Грузины без боя отступили назад. Русские заняли Зугдиди, порт Поти и базу Сенаки.
Грузинская армия нанесла русским большой урон
Помимо уничтожения батальона 58-й армии, грузинские противовоздушные подразделения, оснащенные системами типа "Рафаэль Спайдер" израильского производства и украинской SA-11, во время войны сбили 17 российских летательных аппаратов: 14 авиа истребителей, 1 стратегического бомбардировщика Туполев 22 М3 и два вертолета. Но 9 августа грузинские позиции одновременно атаковали 28 российских штурмовых истребителей.
Москва уже применяла ракеты ss-21 "Точка У" и ss-21 "Искандер"
Вечером 9 августа Министерству обороны Грузии по телефону из Пентагона сообщили, что в Москве поднялись в воздух 6 российских бомбардировщиков и взяли курс в направлении Грузии. Предупредили также, что эти бомбардировщики должны были появиться в воздушном пространстве Грузии через 22 минуты. Когда грузины проверили данные, поняли, что целью был Тбилиси.
Тем временем Денис Фрид получил и последние оценки текучих событий от посла Америки в Грузии Джона Тэфта. Уже в субботу утром Тэфт догадался, что целью России было не отхватить Южную Осетию и мстить за погибших русских миротворцев. Когда Россия начала бомбить грузинские порты и разные цели по всей стране, Тэфт понял, что все это делалось с целью свергнуть режим Саакашвили. Вошедшие через рокский тоннель и сосредоточенные в Абхазии российские силы еще более подкрепляли верность этих предположений. Когда посол вместе со своими сотрудниками принялся за обработку информации, всем стало ясно, что это была полноценная война.
Москва хотела вообще стереть Грузию с карты!
Тэфт срочно передал сообщение в Вашингтон в связи с тем, что если Запад не примет меры и причем, немедленно, все, что было на весах у США в Грузии, было бы выброшено на ветер.
10 августа грузинским соединениям было приказано отступить и укрепиться на южных рубежах Цхинвали. И тут они были объектом непрерывной атаки вертолетов, истребителей и вышеупомянутых баллистических ракет. Как раз тогда стало явно для Вашингтона, что Россия стремилась не только вернуть Южную Осетию, но и намеревалась уничтожить страну, полностью разрушив ее инфраструктуру. В то же утро госсекретарю Кондолизе Райс сообщил ее помощник Брайза: российская военная атака грозит Грузии полным уничтожением.
Скандальный разговор Райс и Лаврова, поднявший завесу над целями России
После сообщения Брайзы Кондолиза Райс срочно созвонилась с министром иностранных дел России, и именно этот разговор стал точкой поворота в оценках Вашингтона.
Лавров потребовал не только возвращения в казармы грузинских вооруженных сил и заявление о неприменении силы со стороны Тбилиси, но и предпосылкой завершения войны впервые поставил отставку Саакашвили. То есть, цель Москвы в связи с изменением режима была публично заявлена.
Райс в связи с этим зафиксировала категорически отрицательную позицию, а когда Лавров намекнул на конфиденциальность этого разговора, Райс ответила: "Между Государственным секретарем США и министром иностранных дел России не могут вестись конфиденциальные разговоры о свержении демократически избранной власти какой-либо страны. Я намерена сказать всем, что ведомая Россией война ставит целью свержение власти Грузии!"
Эти слова сильно задели Лаврова. Между тем Райс действительно позвонила нескольким европейским коллегам и ознакомила их с содержанием беседы с Лавровым. Немногим позднее по просьбе США был созван Совет безопасности ООН, на котором, несмотря на протест посла России, посол США в ООН Зальмай Халилзаде публично заявил, что Российская сторона пытается сменить режим в независимой стране.
"Миротворцы" - маски сорваны
И, наконец, еще одно доказательство того, что действия России против Грузии из-за гибели миротворцев являются несостоятельной выдумкой:
8 августа один из батальонов 4-ой грузинской бригады получил приказ перекрыть идущую к северу от Цхинвали крайне важную, объездную Зарскую дорогу и не допускать входа русских в город. Когда большая часть находящихся в подчинении Курашвили сил специального назначения попала в затруднение в Цхинвали, на помощь им перебросили несколько подразделений 4-ой бригады. Один из них, 41-ый батальон, возвращаясь с севера в Цхинвали, напоролся на бронемашины русских миротворцев и пехоту. У грузин был приказ, ни в коем случае не открывать огня по миротворцам, если те сами не откроют огня. Командир 41-ого батальона, майор Шалва Долидзе выполнил предписание и отдал приказ пропустить русских миротворцев. К сожалению это был его последний приказ: приблизившись к грузинским соединениям, русские внезапно открыли огонь, были убиты и Долидзе, и несколько офицеров.
Вместе с тем, позднее стало известно, что ни один российский миротворец не погиб во время артиллерийской атаки Цхинвали 7 августа, как это распространяли русские. Корректировка огня из грузинских артиллерийских установок на штаб миротворческих сил не велась, между тем, на крышах этих штабов (как в "нижнем", так и в "верхнем городке") артиллеристы российских миротворцев корректировали артиллерийский огонь по грузинским позициям. Первый российский миротворец погиб утром 8 августа, в ходе двухстороннего огня, южнее Цхинвали, когда из штаба миротворцев внезапно открыли огонь по грузинским частям МВД.
***
«Подготовлено по книге Рональда Ассмуса: "Маленькая война, которая потрясла мир», изданием presa.ge.
Отдел мониторинга
КЦ