Шейх родился в г. Халеб (Алеппо), на северо-западе Сирии, 17 раби-аль-уля 1378 г. (1958 г.). Его имя Мустафа ибн Абду-ль-Кадир ибн Мустафа ибн Хусейн ибн шейх Ахмад аль-Музаййик аль-Джакирий ар-Рифаий. Его дед шейх Ахмад – основатель известного тариката. Семья его по отцовской линии восходит к потомкам имама аль-Хусайна, да будет доволен им Аллах. Семья матери – из Египта.
Шейх учился на механическом факультете Халебского университета в 1976—1980 гг.
В 1980 г. шейх примкнул к организации «Воюющий авангард», основанной шейхом шахидом Марваном Хадидом в Сирии.
После вырождения джихадского восстания в Сирии, шейх переселился в Иорданию и присоединился к организации «Братьев мусульман», и работал инструктором по военной подготовке организации на ее базах в Иордании и военных лагерях в Багдаде (1980—1982 гг.).
Он прошел несколько курсов военных наук под руководством бежавших из сирийской армии офицеров. Также прошел подготовку в иракской армии и египетской армии, т.к. в тот момент «Братья-мусульмане» использовали вражду между иракским и египетским режимами и сирийским режимом.
Шейх специализировался в минно-подрывном деле, городской партизанской войне и специальных операциях.
Во время сражения за Хама (сирийский город, где «Братья» подняли восстание, в результате которого город был разрушен асадовской авиацией) в 1982 г. руководство «Братьев-мусульман», базировавшееся в Багдаде, назначило шейха членом верховного военного командования под руководством шейха Саида Хава.
После разрушения г. Хама и краха программы противостояния сирийскому режиму, шейх объявил о выходе из рядов «Братьев-мусульман», обосновав это тем, что организация заключила «Патриотический союз» со светскими и прокоммунистическими партиями и иракской ветвью партии «Баас», а также возложив на неё ответственность за разрушение Хама и провал джихадского восстания из-за порочности и плохого руководства.
В последствие он подробно описал все это в своей известной книге.
После этого шейх много передвигался по миру, в 1983—1985 находясь во Франции, старался закончить учебу, однако покинул страну для участия в попытке шейха Аднана Акля возобновить джихад в Сирии.
После неудачи этой попытки и ареста Аднана Акля, да помилует его Аллах, и большинства муджахидов, шейх пытался создать новую сирийскую организацию джихада (1985 г.), затем переселился в Испанию.
В 1987 г. он попал в Афганистан в поисках помощи для этой попытки, которой не был предписан успех.
В Пешаваре шейх Абу Мус'аб познакомился с шейхом шахидом Абуллой Аззамом, который убедил его присоединиться к арабским муджахидам, воюющим в Афганистане и приложить свой опыт для подготовки новичков.
В афганском джихаде шейх занимался подготовкой и обучением в различных областях, особенно в минно-взрывном деле, стрельбе и ближнем бое, т.к. шейх получил черный пояс по дзюдо во время своей учебы во Франции в 1984 г.
Он давал лекции по джихадской мысли, обучал партизанской войне в лагерях арабских муджахидов и принимал участие в афганском джихаде против СССР в 1987—1991 гг.
В это период шейх Абу Мус'аб познакомился с шейхом Усамой ибн Ладеном и присоединился к вновь созданной организации «Основание» (Аль-Каида) в 1988 г., и был близок к шейху Усаме в этот период.
Также в этот период он познакомился с шейхом Саййидом Имамом аш-Шариф, известным как Абуль-кадир Абдуль-Азиз, муфтием организации «Египетский джихад» и автором книг «Умда…» и «Аль-джами», да облегчит Аллах его положение.
От него шейх Абу Мус'аб получил много пользы в шариатских знаниях, которым он уделял особое внимание с тех пор, как примкнул к «Братьям-мусульманм», и затем во время афганского джихада.
Шейх Абу Мус'аб многократно встречался с Абдуль-Кадиром, проверяя свои книги на соответствие Шариату, так, свою книгу «Сирийский опыт» он опубликовал лишь после её одобрения шейхом Абдуллой Аззамом, а затем проверки Абуль-Кадиром.
Он также получил много пользы от общения с такими учеными и мыслителями, принимавшими участие в афганском джихаде, как доктор Айман аз-Завахири, шейх Умар Абдуррахман, шейх ар-Рифаи Таха и др…
Шейх уделял в этот период много времени чтению и изучению трудов шейха шахида Саййида Кутба, шейха Абдуллы Аззама, которые оказали на него большое влияние в его манхадже и его книгах.
Он также серьезно изучал книги Ибн Таймиййи и Ибн аль-Каййима, книги из наследия саляфитских ученых и имамов надждийского призыва.
Во время пребывания в Пакистане и Афганистане, шейх учился заочно в Университете Бейрута на историческом факультете, и получил диплом лиценциата по истории в 1991 г. в университете Аммана (Иордания).
В 1991 г. шейх вернулся в Испанию (шейх женат на мусульманке-испанке и имеет испанское гражданство), откуда вскоре переехал в Англию по призыву шейха Кари Саида аль-Джазаири, для организации помощи алжирскому «Вооруженному Исламскому Джамаату».
В 1994—1997 гг. шейх жил в Лондоне, работая в информационном отделе по поддержке алжирского джихада, редактируя бюллетень «Алжирские ансары» и другие информационные ресурсы джамаатов джихада, издававшиеся в Европе, в частности ливийский «Фаджр» и египетский «Муджахидун».
Шейх заявил о своем разрыве с командованием алжирского Вооруженного Джамаата вследствие отклонения этой организации от шариата и убийств ими мусульман по причине их попадания под контроль алжирских спецслужб. После этого он занялся самостоятельной литературной деятельностью и журналистикой.
В 1996 г. шейх основал в Лондоне «Бюро по изучению исламских конфликтов».
Работа бюро была успешной, в частности, шейх организовал два интервью с шейхом Усамой ибн Ладеном – для БиБиСи и СиЭнЭн.
После этого он подвергся давлению со стороны британских спецслужб, что стало одной из причин его переселения в Афганистан в 1997 г., после установления Талибаном исламского эмирата, где он и оставался до декабря 2001 г.
В период с 1997 по 2001 гг. шейх основал при помощи министерства обороны известный центр подготовки «Гураба», присягнул амиру Мулле Умару, и участвовал в боевых действиях. В центре «Гураба» шейх передавал свой опыт и пропагандировал новую военную теорию джихада в современных условиях. Сам шейх пишет, что прочитал от 50 до 60 книг по теории партизанской войны на разных языках.
Шейх также работал в министерстве информации, писал для газеты «Аль-Имара» и участвовал в радиопрограммах кабульского радио на арабском языке.
В это же время шейх основал «Центр исламских исследований и информации Гураба», издавал журнал «Дела побеждающих на истинном пути». Он также написал ряд книг, исследований и лекций.
Он также выступил с «Призывом к всемирному исламскому сопротивлению», распространяя его через свои книги и аудиозаписи по всему миру.
В октябре 2001 г. американская авиация разрушила лагерь «Гураба».
Последовавшие за падением власти Талибана четыре года шейх посвятил написанию 1600-страничного труда «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», в котором проанализировал историю джихадских движений, исследовал современную ситуацию, изложил свою военную теорию и дал конкретные методы и программы для муджахидов.
В 2004 г. шейх вернулся к военной активности. Госдепартаментом США была назначена за его голову сумма в 5 миллионов долларов.
По имеющейся информации, которую кафиры не подтверждают, в 2005 г. шейх был захвачен американцами в плен на юге Пакистана, да облегчит его положение и да выведет из плена его и всех мусульман Аллах.
Подготовил Муслим Галанчожский