Недавние заявления бывшего руководителя спецслужб Саудовской Аравии о том, что Эр-Рияд может использовать свои обширные резервы нефти в качестве орудия противостояния с соседним Ираном, говорят о том, что “холодная война” между двумя претендентами на лидерство в арабском мире может перейти в более “горячую фазу”, пишет в статье, опубликованной в Asiatimes, обозреватель “Радио Свобода” Роберт Тейт.
В недавнем сообщении Wall Street Journal говорится, что саудовский принц Турки аль-Фейсал в приватном разговоре, в частности, заявил, что иранский нефтяной сектор очень уязвим и этот фактор необходимо использовать для того, чтобы оказывать давление на нынешний режим в Тегеране. В частности, Саудовская Аравия могла бы выставить на рынок еще 4 млн баррелей нефти в сутки, тем самым понизив нынешний уровень цен на нефть, который выгоден Ирану.
Турки аль-Фейсал один из старейших членов правящего клана, бывший руководитель спецслужб Саудии, в настоящее время не занимает никаких официальных постов. Поэтому официальные саудовские круги сразу поспешили обозначить его слова, как сугубо частное мнение.
Однако сам факт этот фиксирует всю напряженность в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном, особенно обострившуюся в нынешнюю “арабскую весну” и, прежде всего, в связи с суннитско-шиитским противостоянием в Бахрейне. Саудовцы обвиняли Тегеран в поддержке бахрейнских шиитов, последний, разумеется, это отрицал.
“Саудиты в настоящий момент возглавляют международную компанию по ослаблению иранской экономики, с целью вынудить Тегеран к отказу от ядерной программы, - считает Меир Джаведанфар, эксперт по Ирану в израильском Центре анализа экономики и политики на Ближнем Востоке. - В то время как американцы пытаются ввести санкции на различные отрасли экономики, саудовцы пытаются точно ударить по самому слабому месту. Они знают, что бюджет Ирана на 80% формируется из поступлений от продаж нефти, приходят к основным покупателям иранской нефти и говорят: не покупайте нефть у Ирана, мы предложим вам большее количество и лучшую цену”.
“Иран блокирует любой шаг, направленный на снижение цен на нефть, путем увеличения ее добычи”- так отреагировал на слова Турки аль-Фейсала нынешний и.о. министра нефти Ирана Али Абади. Кстати, именно Иран в первую очередь воспрепятствовал принятию итогового соглашения на сессии ОПЕК 8 июня.
Но хотя можно согласиться с тем, что высокий уровень зависимости Ирана от нефтяных доходов является “ахиллесовой пятой” этой страны, далеко не общим будет вывод о том, что подобного рода саудовские угрозы могут подорвать Иран экономически. К скептикам относится, в частности, Камран Дадха, профессор экономики в северовосточном университете Бостона.
“Безусловно, Саудовская Аравия - единственная страна-член ОПЕК, обладающая запасными объемами добычи, значительными нефтяными резервами и финансовыми ресурсами, и поэтому может манипулировать нефтяным рынком, - говорит он. - Однако банкротить Иран таким образом - это, вряд ли, правильный путь. Если Вы наводните рынок нефтью, конечно же, цены пойдут вниз. Но иранцы, со своей стороны, в состоянии продавать нефть еще по более низкой цене. Были времена, когда Иран продавал нефть по 9 долларов за баррель и эту нефть действиетедбно не было чем заменить. Многие производители нефти, которые могли это сделать, вынуждены были для этого сокращать добычу или менять потребителей”.
По мнению Дадха, Иран в состоянии финансировать свою ядерную программу даже , если цена барреля Brent будет значительно ниже уровня в 108,19 долларов, который был отмечен 28 июня.
Камран Дадха указывает также на то, что подобного рода заявления, как декларация Турки аль-Фейсал, может вызвать ответную реакцию как среди шиитского населения арабских стран (в том числе и в самой Саудии), а у Ирана в свою очередь имеется хорошая опция начать военные приготовления в районах, жизненно важных для между народного транзита нефти.
Герд Ноннеман эксперт по изучению стран Персидского залива, считает, что таким образом Саудия просто набивает себе цену в международных отношениях.
“Насыщение рынка и ядерные приготовления Ирана - вещи разноплановые, - полагает профессор Ноннеман, – однако, саудовцы реально намерены пойти на это. Я думаю, что Эр-Рияд не хочет сегодня делать просто выбор в пользу США и Запада, не набив себе самому цену, как влиятельному и самостоятельному партнеру. Это своего рода балансировка между различными факторами. Сейчас Саудия намерена увеличить свою добычу на значительную величину, приблизительно в полмиллиона баррелей в сутки. Если же они захотят наращивать добычу дальше, они будут делать это с использованием других пиар-ходов. Принц Турки аль-Фейсал лучше чем другой представитель саудовской элиты подходит для того, чтобы вбросить подобного рода “пробный шар” в связи с возможным увеличением добычи”.
КЦ