Имам аль-Байхаки аш-Шафи’и (думаю не надо объяснять, кто это), говорил в своей книге «аль-Асмау уа Сифат», тоже по поводу «исти’азы» [прибеганием за спасением] к творениям: «И не верно [действие того], кто прибегает за спасением к творению от творения». (1/477)
Точно так говорил и Имам аль-Багауи аш-Шафи’и (5 век), и многие другие алимы из других мазxабов.
Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби аш-Шафи’и (4 век) сказал: «Не прибегают за защитой, к кому-то помимо Аллаха или Его Сифатов, так как все кроме Него, и Его Сифатов творения! Поэтому Его Слова описаны как «ат-таммат», – совершенные, а не найдется творения, кроме как в нем найдется недостаток. И прибегание за защитой к творению, – есть Ширк делающий Таухид не действительным. Так как в этом действии опустошение обязательного метода обращения к Аллаху от Его творений». (Приводит ас-Свейди аш-Шафи’и в книге «аль-Акд ас-Самин», стр. 225)
Аш-Шахеристани аш-Шафи’и (где-то 5 век) говорит, описывая Ширк времен «джахилии», и суть обожествления идолов: «Когда народ стал простаивать, обратившись к ним, это простаивание являлось поклонением им, а требование от них своих нужд, было утверждением божественности для них [улухия]«. (В своей книге «Миляль уа нихаль», 2/259)
Кади, Абу Абдуллах аль-Хулейми аш-Шафи’и (умер в 403 г), указал, что любовь возвеличивание к Пророку, не должно доводить до совершения Ширка в дуа и других видах поклонения сказав: «Аллах, Он есть объект поклонения, а не посланник Его, да благословит его Аллах и приветствует, Он есть единственный, к Кому обращаются с нуждами [от Кого желают] и от Кого страшатся». (В своей книге «аль-Минхадж фи шу’аб аль-иман», 1/238)
Абу аль-Музоффар ас-Сам’ани аш-Шафи’и в своем тафсире к Словам Аллаха: «Он – Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру [мухлисин]«. («Гъафир», 65) Сказал: «Дуа [взов] в Ихласе [искренний], это значит не взывать помимо Него ни к кому». (5/30)
Известный суфий, Абу Язид аль-Бастами (4 век): «Истигаса [обращение за помощью в трудной ситуации] создания к другому созданию, как истигаса утопающего к другому утопающему».
Также известны слова суфия Абу Абдуллаха аль-Курши: «Истигаса создания (человека) к другому созданию, – как истигаса заключенного в тюрьме к другому заключенному». (Приводит Шейх аль-Ислам Ибн Теймия в «Мажмуа аль-Фатауа», 1/106), Также Шейх, Муфассир, Махмуд Афанди Алуси в своем известном тафсире, 35 аята суры «аль-Маида», см. тафсир «Рух аль-Ма’ани», 4/475)
Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймия: «И кто взял себе обьект поклонения наряду с Аллахом, из числа Его творений, в том, чего заслуживает только Аллах из Таухида аль-Улюхия и Таухида ар-Рубубия, тот кафир по единогласному мнению ученых». («Маджмуа аль-Фатауа», 1/88)
Говорит также Шейх аль-Ислам Ибн Теймия: «Тот, кто сделал ангелов или Пророков посредниками, к которым он делает дуа, уповает на них и просит их приблизить для него различные пользы и оттолкнуть различные виды вреда, как например он просит у них прощения грехов и наставления для сердец, и освобождения от печалей, и ограждения от лишений – то такой кафир по единогласному мнению мусульман». («Маджмуа аль-Фатауа, 1/124)
Сказал Шейх Сулейман ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, комментируя это иджма: «И это достоверное иджма, суть которого очевидно известная из религии. И передали ученые всех четырех мазхабов и другие помимо их в разделе «Хукм вероотстсупника», что тот, кто сделает ширк Аллаху, то он кафир, то есть поклонится кому-либо на ряду с Аллахом одним из видов поклонения». («Тайсир аль-Азиз аль-Хамид», 229)
Сказал Имам Ибн Абдуль-Хади: »Если пришел человек на могилу мертвого, делает к нему дуа помимо Аллаха и взывает к нему, то это будет запретным ширком по единогласию всех мусульман». («Сорим аль-Мунки», 436)
Также сказал Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, передавая виды действий выводящих их Ислама, на которые есть единогласное мнение ученых: «Второе: кто выдвигает между человеком и Аллахом посредников, молит их о покровительстве и помощи». («Науакид уль-Ислям», 1)
Абу ат-Тайиб Шамс аль-Хакк аль-Азимабади в книге «ат-Талик аль-Мугни ‘аля Сунан ад-Даракутни» писал: «Отвратительным грехом, чудовищной ересью и опасным новшеством является обращение за помощью к шейху Абд аль-Кадиру аль-Джилани, да смилостивится над ним Аллах, которое для еретиков стало обычным делом. Они говорят: «О шейх Абд аль-Кадир аль-Джилани, сделай то-то ради Аллаха», возносят молитвы в направлении Багдада и совершают множество подобных этим грехов. Они приобщают к Аллаху сотоварищей в поклонении и не ценят Его должным образом. Эти невежды не знают, что шейх, да смилостивится над ним Аллах, никому не способен принести пользу и никого не может уберечь от зла даже весом с крошечную частичку. Почему же они просят его помочь им и удовлетворить их нужды?! Неужели Аллаха не достаточно Его рабам?!! Защитит нас, Боже, чтобы мы никого не приобщали к Тебе в сотоварищи и никого из твоих творений не возвеличивали так, как возвеличиваем Тебя». (См. книгу «ат-Талик аль-Мугни ‘аля Сунан ад-Даракутни»)
Кади Хамид ад-Дин Накури аль-Хинди в книге «ат-Тауших» сказал: «Среди них есть такие, которые во время невзгод и несчастий взывают к пророкам и угодникам и верят в то, что их души присутствуют рядом с нами, слышат молитвы и знают о наших нуждах. Это – не что иное, как отвратительное язычество и явное невежество. Всевышний Аллах сказал: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тому, кто не ответит им до Дня воскресения и кто не ведает об их зове?!». (См. «ат-Тауших»)
Сказал Имам ат-Тахауи, да смилуется над ним Аллах, о важности дуа к Аллаху, и прибегании за помощью к Нему, нет Ему сотоварища:
قال رحمه الله تعالى في أهمية دعاء الله والاستغاثة به وحده لا شريك له : ( والله تعالى يستجيب الدعوات * ويقضي الحاجات* ويملك كل شيء ، ولا يملكه شيء *، ولا غنى عن الله تعالى طرفة عين* ومن استغنى عن الله طرفة عين* فقد كفر، وصار من أهل الحين*)
«Аллах отвечает на мольбы-обращения [дуа], и исполняет их нужды. Он владеет всем, и ничто Им не владеет. Не обойтись без Аллаха никому даже на мгновение ока. А тот, кто желает обойтись без Него, на мгновение ока, тот стал неверным, и оказался из погибших». («Акыда ат-Тахауия», абзац 90)
Сказали два имама ханафита, аль-Баркауи (умер в 981 г), и Ахмад ар-Руми (умер в 1043 г):
وقال الإمامان: البركوي (981هـ)، وأحمد الرومي (1043هـ):
إن فتنة الشرك بالصلاة فيها [ أي عند القبور]، ومشابهة عبادة الأوائل- أعظم بكثير من مضرة الصلاة بعد العصر، والفجر…؛ فكيف بهذه الذريعة التي كثيرا ما تدعو صاحبها إلى الشرك بدعاء الموتى وطلب الحوائج منهم
«Поистине опасность Ширка из-за молитвы на них [т. е. около могил], и уподобление [в этом] поклонению предшествующих [первых], – есть намного вредоносней чем молитва после Асра [послеобеденной молитвы] и Фаджра» [ утренней молитвы]… а что же сказать о подобных действиях открывающих дверь и призывающих к Ширку, [который проявляется] по средством [дуа] мольбы-обращения к умершим и требование [от них] справления их нужд». (Книга «Зиярат аль-кубур», аль-Баркауи, стр. 11, «Маджалис аль-Абрар», стр. 124, Ахмада ар-Руми)