Старое доброе правило гласит: книжки надо писать интересно и грамотно для любой аудитории, а для детской – особенно. Это же правило распространялось во все времена на учебники для школ, колледжей, вузов.
Понятно, что в последние десятилетия авторам учебников для российских школ пришлось решать множество различных задач. Как рассказать, не травмируя ребёнка, о массовых репрессиях в течение всего советского периода? Как объяснить, что возможен режим, при котором страна имеет одну идеологию, одну политическую партию, но «не имеет оснований» для серьёзного отношения к религиозной жизни граждан?
В рамках программ общеобразовательных школ ответы на эти вопросы постепенно отвоёвывают странички в пособиях и учебниках. Молодые и более старшего возраста родители, бабушки и дедушки, порой вместе со своими школярами, со страниц учебников узнают потрясающие факты, прочитывают официальные документы и свидетельства очевидцев. Да, история России и народов, её населяющих, – остаётся предметом животрепещущим, обновляющимся по содержанию и, похоже, … идеологически подконтрольным.
«Прочти, сравни, вычеркни»
Сначала моя добрая знакомая, она же – мама маленькой дочурки, просто рассказала мне о впечатлившей её страничке из учебника для третьего класса общеобразовательной школы. Затем по моей просьбе сделала снимок, чтоб документально подтвердить то, что не может не впечатлить.
Итак, деткам в начальной школе даются основы российской истории, что само по себе правильно и похвально. Дойдя до темы установления христианства на Руси, ученики третьего класса в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») должны выполнить контрольное упражнение. Дети читают текст, находят в нём фактические ошибки, вычёркивают неправильные слова и вместо них вписывают нужные.
Вчитайтесь: «В … г. князья, дружинники, жители городов стали отказываться от веры в старых богов. Великий князь Олег повелел всем жителям Руси принять христианство – новую веру в единого бога Аллаха. На местах, где раньше были изображения старых богов, стали строить мечети – здания, где христиане собирались вместе для богослужений, произнесения молитв».
Подразумевается, что ребёнок прочитал соответствующий материал учебника и без труда (или с подсказкой поставленных перед фактом старших) вычеркнет неверное. Вместо князя Олега, конечно же, следует вписать князя Владимира Святославовича. Перечеркнуть придётся слово «Аллах» и заменить его словом «Иисус». Далее надо вычеркнуть слово «мечети» и вписать слово «храмы».
Академики от педагогики, видимо, считают, что таким образом закрепляют «основы знаний об истории религиозных учений».
Дети из мусульманских семей тоже вычёркивают?
Удивляет, что ни одна умная голова не задалась простым вопросом: педагогично ли, корректно ли «закреплять знания» подобным образом? Подумали ли авторы (Д. Д Данилов, Е.С.Кузнецова, Е. В. Сизова) о детях, которые растут в мусульманских семьях, где их с малолетства учат почтительно произносить имя Господа? А может, творцы от педнаук не догадываются, что многие дети посещают мечети, занимаются там арабским языком, изучают Коран, молятся?
Искренне сомневаюсь, что эти люди с подобной же лёгкостью согласились бы на вариант задания, где пришлось бы делать вычеркивания ровно в обратном порядке. «Аллаха» и «мечети», по мнению ученых-педагогов, вычеркнуть вроде как не боязно и даже похвально. О причинах, думаю, распространяться не стоит.
Метод древний, проверенный
В начальной школе, в младшем возрасте закладываются фундаменты не только базовых знаний, но и мировоззренческие оценки. Что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо – этому учат в школе. Через повторение и закрепление пройденного усваивают наши дети нормы не только грамматики и математики, но и этики, терпимости, широты взглядов. Усваивают ли?
Во времена американской агрессии во Вьетнаме пленных американцев вьетнамцы заставляли писать и переписывать тексты о преимуществах социализма и коммунизма перед капитализмом. Просто переписывать. И совсем не странно, что, вернувшись из плена, многие из «переписчиков» естественным образом восприняли идеи хиппи и отрицания традиционных ценностей. Я не к тому, что молодёжные бунты 60-х годов прошлого века были подготовлены во вьетнамских убогих тюрьмах. Я к тому, что древний метод внедрения и закрепления идей через письменную работу остаётся одним из самых эффективных.
Кто же для них Единый Бог?
Необходимо сказать и об очевидном, мягко говоря, смысловом, казусе. Давайте обратимся к выражению из ученического текста: «вера в единого бога Иисуса». Именно таков порядок слов и в тексте самого учебника для третьеклассников, который я не поленилась найти и прочитать.
Единобожие христиан, по логике учебного текста, заключается в вере в Иисуса (мир ему). По Евангелию же, Иисус (мир ему) научал своих учеников: «… первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Бог единый…» (Евангелие от Марка гл.12, ст.29)
Догмат о троице (Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой) – сложнейшее теологическое понятие. Он родился намного позднее земной жизни Иисуса (мир ему). Говорить об истории появления термина «троица», его содержании, острейших дискуссиях трудно с детьми 9-10 лет. Видимо потому, не особо мучаясь, российским школярам прописывают, что Русь приняла «единого бога Иисуса».
Тем, кто внимательно изучает Писание и знает речения самого Иисуса (мир ему), не надо доказывать, что он не объявлял сам себя «единым богом». Это – кощунство.
Молитвенные дома: там мир и молитва
Теперь о понятиях «мечеть» и «храм». Смысл обоих слов один – «молитвенный дом», «место поклонения»! Мусульмане, христиане, иудеи – люди Писания, люди Единобожия. Они верят в ангелов, верят в Судный День, в спасение для праведников, имеют идентичные нравственные кодексы. Это важнее разъяснять детям в начальной школе, нежели вырабатывать у них навык «вычеркивания неверного».
Интересно, сколько придётся предпринять усилий преподавателям в старших классах, чтобы убедить нынешних третьеклассников в том, что уважение и почтительное отношение мусульман к Мухаммаду не отрицает их подобного же отношения к личности Иисуса (мир и благословение им обоим). И здания христианских церквей и мусульманских мечетей – отнюдь не места для сбора людей с некими непримиримыми убеждениями.
ИСЛАМ.RU