Der Tagesspiegel: Кавказские мусульмане находятся в состоянии войны с Россией

Der Tagesspiegel: Кавказские мусульмане находятся в состоянии войны с Россией

Северный Кавказ «внутренней заграницей» России и зоной насилия и чрезвычайного положения на границе с Европой, говорится в статье германского издания Der Tagesspiegel - «Северокавказский порочный круг».

«Этнические русские в большинстве своем покинули этот регион. Миграция кавказцев в российские регионы вызывает постоянный рост ксенофобии среди населения.

Северный Кавказ, населенный десятками разных этнических групп, образует исламскую периферию на юге европейской части России и зону незавершившейся деколонизации.

Исламские лозунги, призывающие к борьбе, звучат здесь крайне антиколониально.

Кавказские мусульмане находятся в «состоянии войны против российских оккупационных войск», как сказал Доку Умаров в своем видеопослании.

Между Россией и Кавказом увеличивается цивилизационная дистанция. Россияне все чаще рассматривают кавказские субъекты как инородное тело в Российской Федерации», — констатирует издание.

Автор статьи отмечает также, что «этот регион — открытая зона насилия на границе с Европой», и напоминает, что Европейский совет в 2010 году назвал Северный Кавказ самой проблемной областью в своем районе влияния.

Рост насилия на Северном Кавказе аналитик объясняет несколькими факторами.

«С одной стороны, это насилие со стороны исламских боевиков, которое отчасти подвергается влиянию извне, но в основном является продуктом местных проблем. С другой — это незаконное насилие со стороны российских силовых органов, которые преследуют на семьи повстанцев и сжигают их дома.

Здесь же нужно сказать об ужасающей коррупции и плохом управлении, осуществляемом местными и российскими органами власти, мафиозной и этнической конкуренции, а также борьбе за сферы влияния между представителями местной элиты и «серые» зоны между криминальными и государственными игроками.

Социально-экономические данные говорят о том, что этот регион — это кризисная зона России. В целом 20% трудоспособного населения не работает, в некоторых регионах уровень безработицы среди молодежи составляет около 70%», — говорится в статье.

Между тем, издание повторяет старый, дежурный тезис Запада о том, что в отличие от Южного Кавказа с его тремя независимыми государствами, Северный Кавказ – это якобы «внутреннее дело России», и поэтому, мол, международная политика не имеет к нему доступа.

«Тем не менее, европейские и немецкие политики не должны смотреть сквозь пальцы на развитие событий в этом регионе. До недавнего времени мы обращали внимание только на Чечню, так как две «чеченские войны» стали худшим примером насилия в постсоветской истории.

Но Чечня больше не эпицентр насилия в этом регионе, соседи давно опередили её в этом. В 2010 году в Дагестане и Ингушетии погибло гораздо больше людей. Если в 1990-е годы борьба за национальную независимость была ограничена только Чечней, то сейчас Джихад захватывает и другие части Северного Кавказа», — указывает с тревогой германский аналитик.

«Щекотливая ситуация во «внутренней российской загранице» влияет и на ближайшую заграницу на Южном Кавказе, где после русско-грузинской войны 2008 года ЕС усилил свою наблюдательную миссию на административной границе Грузии с Абхазией и Южной Осетией.

Что касается позиции России относительно всего Кавказского региона, то налицо противоречивая ситуация. Хотя Россия установила военный протекторат над двумя территориями Южного Кавказа — Абхазией и Южной Осетией — и гарантирует им независимость и безопасность от Грузии, в собственных «кавказских республиках» она не в состоянии обеспечить минимум безопасности и государственности», - считает аналитик.

Отдел мониторинга

КЦ