Россия боится массового побега в Грузию своих солдат - именно этим грузинская сторона склонна объяснять заявление властей Южной Осетии о возможном закрытии границы. Оно прозвучало из уст полпреда президента ЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Бориса Чочиева.
Сославшись на участившиеся случаи задержания грузинскими правоохранителями жителей республики, он заявил о необходимости постепенно ужесточать погранично-пропускной режим в целях безопасности, вплоть до закрытия границы, сообщал "Интерфакс".
По его словам, в Цхинвали располагают информацией о том, что "на территории Южной Осетии готовятся диверсионные акты, из жителей Ленингорского района, которые имеют возможность свободно посещать Грузию, готовят специальные диверсионные группы для проведения террористических актов на нашей территории".
В четверг реакция на это заявление появилась на сайте "Клуб экспертов", который учредили после августовского конфликта 2008 года бывшие сотрудники грузинских спецслужб. О России они отзываются как об "имперской силе, развязавшей братоубийственную войну" и ставят своей целью "внести посильный вклад в дело восстановления территориальной целостности страны", оказавшейся один на один с "агрессивной и грубой русской силой".
В сообщении на сайте относительно инициативы Цхинвали говорится, что марионеточный режим, по мнению грузинской стороны, действуют так по требованию Москвы, "чтобы сбежавшие из российской армии военнослужащие не сумели бы перейти на территорию, контролируемую грузинской стороной".
Напомним, с начала года в Грузию из дислоцированных в Южной Осетии частей дезертировали трое российских оккупантов - сержант Александр Глухов, рядовой Дмитрий Артемьев и прапорщик Виталий Хрипун. Последний на днях дал "Клубу экспертов" интервью, в котором рассказал, как их "заставляли издеваться над местными и вымогать у них деньги" по любому случаю, даже за провоз дров. А если кто-то начнет возмущаться, то применять силу, при необходимости - стрелять на поражение.
В России по всем трем фактам дезертирства были возбуждены уголовные дела, хотя в случае с первым беглецом Глуховым армейское командование сначала настаивало на его похищении грузинскими спецслужбами. Так считала и его мать. Позже с аналогичными заявлениями выступили и родители второго дезертира Артемьева: они выразила уверенность, что сына выкрали и держат в Грузии насильно, так как раньше он сообщал, что служба ему нравится.
На деле оказалось, что солдаты сбежали в Грузию сами, и никто их не принуждал к этому.
Отдел мониторинга
КЦ