Ташкентский диктатор объявил призыв к Исламу политическим преступлением

4 декабря 2009 в 11:04
Ташкентский диктатор объявил призыв к Исламу политическим преступлением

30 женщинам-мусульманкам, арестованным в начале месяца в Кашкадарьинской области по обвинению «в исламском призыве» нынче приписываются обвинения политического характера. Об этом сообщила Гульшан Караева, председатель Кашкадарьинского областного отделения «Общества прав человека Узбекистана» (ОПЧУ), передает «Мусульманский Узбекистан».

- Как мне стало известно, среди предъявленных обвинений, самая серьезная - 158 статья Уголовного Кодекса РУ (Посягательства на жизнь президента республики Узбекистан). Остальные статьи - 159 (Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан) и 244 (Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку) предъявят, хочешь того или нет.

В общей сложности им предъявляют семь статей, сказала Гульшан Караева в интервью Радио Озодлик (Радио Свобода).

Напомним, начиная с 5 ноября этого года, сотрудники управления Службы национальной безопасности (СНБ) по Кашкадарьнской области задержали жительницу областного центра, города Карши Мехринисо Хамдамову. Вслед за ней были арестованы около тридцати женщин-мусульманок области.

По информации родственников задержанных, все они подвергаются психологическому давлению и угрозам. Единственное, чего требуют от них следователи СНБ - дать обличительные показания против Мехринисо Хамдамовой.

Среди арестованных была сестра Мехринисо Хамдамовой, Зульхумор Хамдамова и ее дочь Нигора Носирова. В настоящее время Зульхумор остается под арестом, а ее дочь Нигора была освобождена из-под ареста через два дня.

Как сообщила Н.Носирова, освобожденные из-под ареста женщины до сих пор вызываются на допросы.

По словам Носировой, к сегодняшнему дню из-под ареста освобождены всего лишь пять женщин. После ареста их содержали в разных изоляторах и допрашивали всех по отдельности. О местонахождении свое матери Зульхумор Хамдамовой она сообщила, что «не знает». Вообще она была не многословна.

Из интервью Носировой не трудно понять, что она была сильно напугана и возможно ей приказали ничего «лишнего» не говорить на воле. Во всех ее ответах следовали дежурные фразы «не знаю», «не видела», «не понимаю» и т.д.

Носирова также сообщила, что ее и остальных освобожденных до сих пор вызывают на допросы, и что перед выходом все они давали расписку.

Две женщины из этой группы - Мехринисо Хамдамова и Шахло Рахмонова до сих пор находятся под арестом наряду с другими мусульманками. Они с 2004 года являются членами правозащитной организации «Общество прав человека Узбекистана» (ОПЧУ).

40-летняя Мехринисо Хамдамова в 2006 году окончила средне-специальное духовное училище имени Ходжа Бухорий в городе Китаб, в 2007 году прослушала специальные курсы по исламоведению.

С 1 ноября 2007 года по представлению рекомендаций председателя мусульманского управления Узбекистана, муфтия Усмонхона Алимова и ответственного работника по работе с женщинами Кашкадарьинской области Шоира Каромовой была назначена в каршинскую мечеть «Кук гумбаз» на работу с женщинами и молодежью на курсах «Отинойилар» (Будущие женщины проповедники - прим. «МУ»), а также занималась решением проблем, возникающих в махаллях (общинах).

Во всех рекомендациях М.Хамдамова характеризуется только с положительной стороны.

Дочь Мехринисо Хамдамовой, Латофат Орзикулова сообщила, что поначалу ее матери предъявили обвинение в исламском призыве молодежи посещающих занятия на курсах «Отинойилар» организованных при мечети.

Шоира Каромова в интервью радио сообщила, что она, будучи одним из организаторов учебных курсов «Отинойилар», считает неправильным связывать арест Мехринисо Хамдамовой с ее работой на этих курсах.

Обыск в доме М. Хамдамовой  был санкционирован начальником следственного отдела управления СНБ по Кашкадарьинской области подполковника юстиции Р. Рахматовым. В официальном документе, «Постановление о проведении обыска» указывалось, что «В доме у жительницы города Карши Мехринисо Хамдамовой, а также у других жительниц города на постоянной основе проводились открытые и тайные встречи по религиозной тематике по призыву, объединению и расширению рядов молодежью в джамаатах (группах), и для этих целей они проводили активную деятельность».

В настоящее время арестованным женщинам-мусульманкам из Карши предъявляются также обвинения политического мотива.

Как известно, по обвинительным приговорам по 158 - статье УК РУ «Посягательства на жизнь Президента Республики Узбекистан» проводились массовые аресты с начала 90-х годов прошлого века.

По мнению активистки оппозиции Дилором Исхаковой, которая 15 лет назад также была обвинения по этой же статье, массовые аресты при режиме Каримова ни на минуту не прекращались.

- На судебном процессе над Муродом Жураевым, мной и еще четырьмя обвиняемыми, который продолжался с 1994 года по 1995 год нам также предъявляли такие статьи как «посягательство на жизнь президента», «посягательство на конституционный строй республики». Сейчас прошло столько лет, но ничего не изменилось. До сих пор предъявляются обвинения по этим статьям. До сих пор эти статьи предъявлялись только мужчинам, теперь перешли и на женщин. Сегодня женщин арестовывают и осуждают группами.

Я боюсь, чтобы очередь, не дошла до детей, после того как не останется женщин-мусульманок, которых не осудили бы. Сейчас остаются только дети не осужденными.

«Охота» на женщин началась давно. Например, в Ташкенте были арестованы многие женщины. Вот и в Кашкадарьинской области произошли такие аресты. Возможно их, осудят как членов женского крыла партии Хизб ут-Тахрир или другой «экстремистской организации». Становится больно, когда ничем не можешь помочь им. Самое ужасное, что адвокаты не хотят взяться за эти дела, потому что итог заранее уже известен.

До суда все мы знаем, чем все это закончится. Они все будут осуждены и заключены в тюрьмы. За 20 лет мы ни разу не слышали, чтобы кого-то обвиняемого по этим статьям оправдали и освободили. Только заключение и лишение свободы. Это, без всякого сомнения, говорит Дилором Исхакова.

Ранее председатель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов также был пессимистичен в своих комментариях по поводу последних арестов мусульманок. Он не исключает того, что М.Хамдамовой «пришьют» участие в покушении на членов высшего эшелона мусульманских деятелей Узбекистана, имевших место в Ташкенте летом этого года.

«Несмотря на то, что арестованным не предъявляют обвинения, по опыту предыдущих подобных случаев могу предположить, что Хамдамова будет обвинена в организации незаконных религиозных организаций по статье 244-2 Уголовного кодекса. Не исключено и то, что ее назовут руководителем кашкадарьинского областного отделения Хизб-ут Тахрир», - предполагает правозащитник.

«К сожалению, не происходит ничего нового, и власти продолжают гонения верующих. Это стало государственной стратегией в отношении верующих. В диктаторских государствах для запугивания народа всегда применялись репрессии в отношении нацменьшинств, верующих или другой части населения», - говорит председатель ИГНПУ.

Прогноз, который сделал Сурат Икрамов совсем не утешителен: ничего доказать не смогут, но дадут большие сроки.

Отдел мониторинга

КЦ