Главной темой этой недели стало осознание мировой общественностью того факта, что Россия фактически проигрывает войну на Кавказе.
Влиятельный американский еженедельник "Ньюзуик" в статье, озаглавленной "Взрывы бомб на Кавказе свидетельствуют о поражении московской стратегии", указывает:
"Смертник, взорвавший в прошлом месяце в Назрани, Ингушетия, начиненный взрывчаткой грузовик, уничтожил пятиэтажное здание полицейского управления и убил более 20 милиционеров. Однако настоящие потери намного сильнее: он также разрушил доверие в кремлевской политике на Северном Кавказе.
Почти10 лет Москва опиралась на лояльных диктаторов в Дагестане, Чечне и Ингушетии, чтобы править в неспокойном, преимущественно мусульманском регионе с использованием грязной тактики, которые они применяли для установления силой кровавого мира.
За этот план пришлось заплатить дорогую цену. Правозащитные активисты задокументировали длинный список организованных государством похищений, пыток и внесудебных казней.
План, как казалось, успешно работал, и в регионе 5 лет царило относительное спокойствие. Однако за последние 2 месяца были убиты 436 человек (кафиры и муртады - Д.О.), что почти в 3 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
Атаки стали все более смелыми, и целями в них становятся даже высокопоставленные чиновники, например, президент Ингушетии. Вместо того, чтобы снизить накал страстей, местные власти стали отвечать еще большими зверствами, убивая не только подозреваемых врагов, но также активистов как, например, Наталии Эстемировой, которая документировала палаческую работу эскадронов смерти в Чечне.
Кремль предпочел терпеть омерзительные деяния своих протеже в обмен на спокойствие. Однако возобновление насилия показывает, что северо-кавказские правители не сдержали свои обязательства в сделке и что для Кремля пришло время пересмотреть свою неудавшуюся политику".
О поражении России на Кавказе рассказала также крупная австрийская газета "Ди Прессе". В статье своего московского корреспондента Эдуарда Штайнера "Кавказский узел России" газета в частности отмечает:
"Пытаясь понять бурлящую ситуацию на Северном Кавказе, в растерянности оказываются даже самые крупные специалисты по региону. Никакая другая территория бывшего Советского Союза не является даже в общем приближении такой взрывоопасной, нигде больше не ведется такая ожесточенная война, никакой другой район не является настолько пропитанным кровью.
Северо-кавказский узел завязан намертво, считает Алексей Малашенко, эксперт по Северному Кавказу из московского Центра Карнеги: "Развязать его невозможно. Там нельзя даже точно сказать, кто кого убивает и взрывает".
"Кавказ кипит", говорит Сергей Маркедонов из русского Института политического и военного анализа: И "он кипит не из-за тайных внешних сил, а из-за внутренних противоречий".
Газета продолжает:
"Даже радикальная русификация не смогла предотвратить постоянные восстания кавказских народов. А зверская, тотальная депортация отдельных этносов во времена Сталина, в конечном счете, привела только к тому, что в 1992 году разразились кровавые конфликты из-за территориальных притязаний.
Советским правителям также не удалось урегулировать этно-территориальные отношения. То, что Медведев собрался сейчас жестоко реагировать на недавнюю волну насилия, Малашенко считает бесполезным, так как Кавказ всегда отвечает контрнасилием.
То, что провалилась медведевская попытка посадить в Ингушетии Евкурова в качестве "интегративного президента", является доказательством безвыходной для России ситуации. Евкуров был серьезно ранен в июне в ходе покушения", пишет австрийская газета.
"Московская политика потерпела поражение", передает немецкая служба "Немецкой волны" и продолжает:
"Сомнительно, что Москва вообще сейчас обладает полным контролем над восточной частью Северного Кавказа. Этнически многообразный и сложный для управления Северный Кавказ стал взрывоопасным регионом.
Развитие событий в последние годы четко показывают, что политика Кремля на Северном Кавказе потерпела сокрушительный крах. Даже "чеченизация конфликта", то есть борьба с чеченскими сепаратистами и исламистами посредством прорусского чеченского фюрера Кадырова оказалась безуспешной.
Несмотря на то, что повстанцев в Чечне как бы удалось победить с военной точки зрения, там не возникло мирного и стабильного порядка. Русская политика на Северном Кавказе находится в тупике. И есть опасения, что Кремль в ближайшие годы полностью потеряет контроль над этим регионом".
Массовая берлинская газета TAZ также засвидетельствовала поражение России на Кавказе. Она пишет:
"Официальная Москва утверждает, что Чечня снова находится по пути к нормализации. Однако реальная жизнь под властью авторитарного и до сих пор верного Москве Кадырова, далека от нормальности и мира.
Не только в Чечне, но также в граничащих с ней Дагестане, Ингушетии и Северной Осетии, во всех этих северо-кавказских республиках, которые юридически считаются в составе Российской Федерации, каждый день происходят атаки со смертельными исходами, зверские полицейские расправы и похищения.
После атаки в августе на полицейский участок в Назрани Медведев переподчинил ингушское МВД непосредственно Москве.
Кроме того, в регионе, а также в других местах, резко возросло присутствие русских полицейских сил и членов тайной полиции. Однако, по крайней мере в прошлом, эти мероприятия всегда приводили к обострению конфликтов.
Эксперты, включая русского политолога Алексея Малашенко из московского Центра Карнеги, свидетельствуют, что Россия потеряла контроль над Северным Кавказом.
"Кремль желает стабильности", говорит Малашенко. "Однако республики на Северном Кавказе не стабильны. Они только находятся в перманентном состоянии отсутствия войны" (в смысле конвенциональных военных действий - Д.О.).
Рядовые граждане России начинают осознавать, что русско-кавказскую войну России никогда не выиграть и что русским пора уйти с Кавказа. Американский журнал "Тайм" пишет по этому поводу:
"Недавний опрос, проведенный Левада-Цетром, московской НПО, установил, что русские становятся все более пессимистами относительно их южной окраины.
Денис Волков, исследователь в этом центре, отметил, что опрос показал, что 46% русских верят, что власти принесут мир (покорность русским оккупантам - Д.О.) Северному Кавказу.
Пять лет назад это цифра превышала 60%. Малашенко говорит, что никакого просвета нет: "Мы должны быть готовы к продолжению этого состояние латентной гражданской войны".
В свою очередь The Wall Street Journal указывает на провал политики России и разоблачение кремлевского мифа о победе Путина в Чечне и на Кавказе.
«Один из главных мифов, распространяемых пропагандистской машиной Владимира Путина, состоит в том, что за 10 лет своего правления в России бывший президент и нынешний премьер-министр успешно "замирил" Северный Кавказ. Но это совершенно не соответствует действительности. Сегодня мы становимся свидетелями начала третьей кавказской войны за 15 лет - после двух чеченских войн 1994 и 1999 годов», пишет американское издание.
The Wall Street Journal также указывает, что «признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии (которое приветствовали лишь сепаратисты на Северном Кавказе) после прошлогодней грузинской войны может бумерангом ударить по Москве. Своими действиями Путин и его преемник по Кремлю Дмитрий Медведев показали, что угрозы и шантаж могут широко использоваться для достижения сепаратистских целей.
Если и когда российское правительство под давлением экономического кризиса прекратит щедрые денежные подачки продажной северокавказской элите, Чечня, Ингушетия и прочие республики российского Кавказа могут прельститься примером Абхазии и Южной Осетии и пойти по их пути».
Об обреченности политики России на Кавказе и неизбежном поражении Москвы заявил известный американский специалист по этой стране Пол Гобл. Он пишет:
"На Северном Кавказе Москва может оказаться в том же положении, в котором в прошлом очутились многие колониальные державы: центральное правительство будет способно выиграть каждую битву, однако используемые для этого средства гарантируют, что в конце концов оно проиграет войну".
Дмитрий Орлов