Эфиопия на протяжении многих столетий играла роль «христианского острова в мусульманском море». Эфиопская Церковь относится к дохалкидонским Восточным Церквам и является православной по самоназванию, однако Православные Церкви считают ее монофизитской. Она всегда играла важную идеологическую и политическую роль в жизни эфиопского государства и была от него практически неотделима.
Но в наши дни эта ситуация быстро меняется. Бросается в глаза рост влияния Ислама и создается впечатление, что «мусульманское море» буквально захлестывает некогда неприступный «христианский остров».
Однако Аддис-Абеба пока демонстративно не замечает все большего ослабления позиций Эфиопской Церкви. Официальная точка зрения правительства состоит в том, что численность мусульман (на них приходится половина жителей страны) практически не меняется, а их присутствие стало более заметным лишь благодаря демократизации общественной жизни - мусульмане получили возможность наглядно проявлять приверженность своей религии.
Это выражается в стремлении следовать мусульманским обычаям в одежде, причем значительное число женщин (и даже совсем маленьких девочек) уже не ограничиваются ношением платков по иранскому образцу, а предпочитают аравийские накидки-паранджи. Однако было бы неверно сводить проблему исключительно к бытовому уровню.
Рост численности мусульман в Эфиопии оказывает большое влияние и на политическую жизнь. Происходит он благодаря более высокому уровню рождаемости на мусульманском юге страны по сравнению с христианским севером.
Одним из проявлений роста влияния Ислама является массовое строительство мечетей. За последние два десятилетия только в столице страны Аддис-Абебе их число возросло более чем в десять раз.
Большое количество новых городских мечетей появилось не только на юге, но и в традиционно христианских районах на севере страны. Наибольшее впечатление производит массовое строительство мечетей в сельской местности.
Это свидетельствует о скоординированной исламизации Эфиопии, которая проводится такими мусульманскими государствами, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и другие, а также международными исламскими организациями - «Исламская мировая лига», «Международная исламская организация возрождения» и т. д.
Цель этой политики в том, чтобы в кратчайшие сроки добиться полной исламизации юга Эфиопии путем привлечения в Ислам тех народов, которые сохраняют приверженность древним традиционным религиям, а также той части населения, которая была обращена в Христианство в результате завоеваний эфиопского императора Менелика II в конце ХIХ века (тогда в Христианство перешла и значительная часть местных мусульман).
Рост численности эфиопских мусульман создает основу для повышения их роли в политической жизни страны. Основные социально-экономические проблемы не были решены ни под лозунгами христианской монархии, ни социализма с его государственным атеизмом, ни пришедшей им на смену демократии западного образца. В результате дискредитации прежних идеологий, альтернатива им в виде исламского пути получает все большую популярность.
Александр Крылов ,доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН «НГ-Религии»