23-26 октября 2002 года (Российская Федерация, Москва)
Разведывательно-диверсионный отряд чеченских моджахедов во главе с Мовсаром Бараевым (наибы - Амир Ясир и Амир Абу-Бакар), являвшегося структурным подразделением Исламской Бригады Шахидов «Риядус Салихийна» («Сады Праведных» - Амир Абдаллах Шамиль Абу-Идрис), захватил Театральный центр на Дубровке в Москве, в котором находилось более 1 тысячи зрителей и актёров мюзикла «Норд-Ост».
Главным требованием моджахедов был вывод оккупационных войск РФ с территории ЧРИ.
В ходе газовой атаки и последующего штурма здания театра, проведенных российскими спецслужбами, погибло до 200 человек из числа заложников.
Все бойцы отряда Мовсара Бараева (40 человек, из них половина - женщины, в основном, молодые вдовы), стали Шахидами, инша Аллах!
На месте гибели моджахедов обнаружены 33 паспорта. По ним, а также по своим каналам агентурной сети российские спецслужбы установили личности большинства Шахидов, их имена были опубликованы в прессе (в частности, список этот с комментариями Анны Политковской был напечатан в «Новой газете»).
Список Шахидов «Норд-Оста»:
1) Арсланбек Абдулшейхов, 1967 г.р.;
2) Муслим Адилсултанов, 1981 г.р.;
3) Секилат Алиева, 1977 г.р.;
4) Идрис Алхазуров, 1974 г.р. (Амир Ясир - личность не установлена);
5) Шамильхажи Ахматханов, 1978 г.р. (Мовсар Бараев, 1980 г.р.);
6) Ахмед Ахметов, 1983 г.р.;
7) Зарета Байракова, 1976 г.р.;
8) Арсен Байхатов, 1981 г.р.;
9) Рашид Байхатов, 1982 г.р.;
10) Луиза Бакуева, 1968 г.р.;
11) Магомед-Эмит Бимурзаев, 1979 г.р.;
12) Марина Бисултанова, 1983 г.р.;
13) Зура Бициева, 1980 г.р.;
14) Есира Виталиева, 1960 г.р. (руководитель женской группы);
15) Фатима Ганиева, 1975 г.р.;
16) Хадчат Ганиева, 1986 г.р. (самая младшая в отряде);
17) Асет Гишлуркаева, 1973 г.р.;
18) Салгир Джабраилов, 1976 г.р.;
19) Мадина Дугаева, 1978 г.р.;
20) Райман Курбанова, 1964 г.р.;
21) Ибрагим Мусаев, 1977 г.р.;
22) Малижа Мутаева, 1971 г.р.;
23) Артур Саидов, 1985 г.р.;
24) Леча Тагиров, 1954 г.р. (самый старший в отряде);
25) Усман Татаев, 1979 г.р.;
26) Аминат Тушаева, 1984 г.р.;
27) Айман Хаджиева, 1974 г.р.;
28) Коку Хаджиева, 1976 г.р.;
29) Марьям Хаджиева, 1980 г.р.
30) Турпал Хамзатов, 1978 г.р.;
31) Расул Хасханов, 1978 г.р.;
32) Расул Хусаинов, 1976 г.р.;
33) Лиана Хусенова, 1979 г.р.;
34) Магомед Шидаев, 1975 г.р.;
35) Руслан Эльмурзаев, 1973 г.р. (Амир Абу-Бакар);
36) Седа Эльмурзаева, 1984 г.р.;
37) Заира Юнаева, 1978 г.р.
Обнаружены также 2 паспорта на имя Али Алиева, 1965 г.р., и Фауда Хунова, 1964 г.р., которых, якобы, использовал Амир Абу-Бакар (Руслан Эльмурзаев).
Личности остальных моджахедов не установлены.
Чеченская сторона расценивала акцию Шахидов в большей степени военно-политической, чем чисто боевой. Пришедшие в Москву моджахеды четко обозначили цели своих действий - прекращения убийства чеченского народа, геноцида, прекращение боевых действий, вывод оккупационных войск и начало политического процесса урегулирования российско-чеченских отношений.
Попытки российских политиков и представителей Кремля внушить мысль о том, что чеченцы, дескать, не объяснили, чего они хотят, является абсолютной ложью. Как являются ложью и все утверждения о том, что так называемое «освобождение» заложников с помощью запрещенного химического оружия стало вынужденной мерой в связи с тем, что моджахеды, якобы, стали убивать людей.
Лживым является и тезис о том, что, если бы не штурм с применением отравляющего газа, то чеченцы взорвали бы заложников. Так считают и подавляющее большинство экспертов. В качестве примера можно привезти выдержки из публикации авторитетной «Уолл-Стрит Джорнэл» по свежим следам норд-остовской операции.
«Боевики были вооружены 114 ручными гранатами, 15 автоматами АКСУ-74 и 11 пистолетами. Однако чеченцы открывали огонь и применяли гранаты только против спецназовцев. Кроме того, боевики не взорвали установленные ими бомбы, хотя для этого у них были все возможности. По всей видимости, они лишь угрожали взрывом, но в действительности имели строгий приказ воздержаться от причинения серьезного вреда заложникам...
Тот факт, что боевики, даже умирая, не убили заложников, в России даже не обсуждается. В любой другой стране, по крайней мере, хоть кто-нибудь обратил внимание на то, что чеченцы никого не убили, а все погибли от рук властей. Но не в России».
С детальным анализом действий Кремля и ситуации в Чечне выступила тогда и большая группа общественных деятелей и рядовых граждан России, которые объединились в движение «Нет!». Заявление этой организации было опубликовано в «Новой газете».
Ныне покойный Александр Литвиненко, автор книги «Лубянская преступная группировка», бывший сотрудник ФСБ, бежавший в Лондоне, комментируя события на Дубровке, указывал:
«Чего власть российская-то боится? Она разменяла живых людей на демонстрацию. Власть боится мира в Чечне. Переговоров о мире боится, они боятся, что даже люди могут подумать о том, что в Чечне надо установить мир, то есть вступить в переговоры с противодействующей стороной. А почему власть боится - потому что они прекрасно понимают, что после установления мира в Чечне там начнут выкапывать ямы с убитыми людьми, изнасилованными, изувеченными, а это все квалифицируется как преступления против человечества. Вот вам причинно-следственная связь того, что против людей был применен газ, не только против террористов, а против семисот наших граждан, которые совершенно ни в чем не виновны».
Укажем в этой связи, что чеченская сторона с самого начала вооруженной агрессии России действовала и продолжает действовать строго последовательно и придерживается правил этапности.
Каждый свой следующий шаг чеченская сторона предваряла многочисленными предупреждениями, несмотря на серьезные жертвы и потери.
С 1991 года чеченская сторона и ее руководство ни разу не нарушили этой последовательности и этапности. До тех пор, пока не исчерпывается очередная возможность остановить геноцид, чеченская сторона не переходила к следующему, более жесткому этапу.
События в Москве 23-26 октября ознаменовали собой окончание очередного этапа этой стратегии.
Затем последовал Беслан. Этот этап стал последней попыткой уходящего поколения чеченских лидеров принудить Москву к переговорам и политическому процессу. В Москве этого не поняли.
Напомним заявление Мовсара Бараева, который заранее публично предупредил, что его подразделение прибыло в Москву погибнуть в сражении, а не выжить. Он открыто и честно предупредил, что после освобождения заложников они намерены принять бой с русскими войсками и уходить из Москвы не собираются.
Открытый бой в центре столицы страны-агрессора небольшой диверсионной группы чеченских Шахидов был бы смертным приговором кремлевскому режиму. Именно поэтому путинская камарилья пошла на подлое убийство сотен своих собственных граждан, отравив их химическим оружием, что бы избежать открытого сражения.
С тех памятных событий вокруг «Норд-Оста» Кремль придумал большое количество мифов. К этим мифам можно отнести различные пассажи о том, что якобы на Западе и в Израиле знали о планах чеченских моджахедов. Что Кремль, мол, предупреждали. Что за акцией чеченских Шахидов стояли некие таинственные силы из числа оппонентов Путина, в том числе и собственно российские спецслужбы, и непосредственно ФСБ.
Что акция преследовала цель смещение Путина, а по другой, не менее экзотической версии - захват Ельцина и дочери Кучмы, которые якобы должны были быть в театре.
В этих мифах фигурируют и деньги Березовского, и «Аль-Кайда», и «Братья мусульмане», и криминальный передел сфер влияния и прочая дребедень, которая преследует своей целью запутать обывателя в нескончаемом потоке бредовых версий и объяснений, чтобы затуманить вполне резонный вопрос - как диверсионному чеченскому отряду удалось проникнуть в центр Москвы и осуществить беспрецедентную диверсионную операцию.
На самом деле все предельно ясно и просто. Ни российские спецслужбы, ни Запад, ни тем более Израиль ничего не знали и не могли знать о планах чеченских моджахедов. Об этом, в первую очередь, свидетельствует сам факт проведения этой беспрецедентной операции.
Диверсионная акция была подготовлена под руководством Шамиля Басаева, который взял на себя всю ответственность и заявил о своей отставке со всех занимаемых постов на тот период, в связи с тем, что не поставил в известность президента ЧРИ Аслана Масхадова о готовящейся диверсионной операции. Причем, как и в случае с операцией в Беслане, Шамиль Басаев просто переиграл спецслужбы России. Ошибкой с его стороны было лишь то, что он не просчитал степень ничтожности Путина и его готовности пойти на массовое демонстративное убийство собственных граждан на глазах всего мира (вначале взрослых в Норд-Осте, затем детей в Беслане)
Руководил отрядом Шахидов командир Исламского полка особого назначения Мовсар Бараев.
Цель акции - прекращение геноцида чеченского народа и вывод оккупационных войск из ЧРИ.
Таким образом, Ельцин с дочкой Кучмы здесь абсолютно не причем, хотя Ельцин и разыскивался чеченскими правоохранительными органами, как военный преступник. Все остальное вымысел и пропаганда.
Операция «Норд-Ост» стало беспрецедентным провалом российских спецслужб. Именно поэтому эти спецслужбы уже 6 лет подспудно (через демократическую прессу) поддерживают миф о том, что именно они стояли за действиями моджахедов.
Мотив здесь очень простой, хотя может быть и не совсем понятен для обывателя - Кремль стремиться поддержать иллюзию, что все, что происходит в стране происходит с ведома власти. Ничто не может происходить без её контроля - ни плохого, ни хорошего.
В этом выгода. Власть всегда поддерживает этот миф и сама искусно распространяет его, так как еще со времен египетских фараонов властителям известна фундаментальная основа власти - народ должен быть уверен в том, что нет ничего, что может быть вне контроля власти. Любые события, происходящие вне контроля власти, всегда хуже, чем ущерб, нанесенный самим событием.
Ваха Хасанов
КЦ