В Турции судят заговорщиков, связанных со спецслужбами России

21 октября 2008 в 10:06
В Турции судят заговорщиков, связанных со спецслужбами России

В Стамбуле начался суд над членами тайного общества "Эргенекон", которые обвиняются в планировании государственного переворота и террористической деятельности.

Фигурантами дела являются несколько десятков известных турецких журналистов, ученых и отставных военных самых различных взглядов - от националистов до коммунистов. А в обвинительном заключении говорится, что подпольная организация была связана с российскими спецслужбами.

Все турецкие СМИ назвали суд "процессом века". Речь идет о раскрытии крупнейшего заговора в современной истории Турции.

Всего список обвиняемых состоит из 86 имен. Перед судом пока предстала только первая группа - 46 человек, включая генсека Турецкой рабочей партии Догу Перинчека, бывшего ректора стамбульского университета Кемаля Яльчина Алемдароглу, отставного генерала Вели Кючюка и главного редактора газеты Cumhuriet Ильхана Сельчука.

Обвинительное заключение, составленное прокурорами, занимает 2445 страницы - беспрецедентный для турецкого правосудия объем.

Решением суда ограничен допуск журналистов - присутствовать на процессе смогут не больше 80 репортеров.

Дело тайной организации "Эргенекон" началось еще в июне 2007 года. Тогда в доме отставного армейского офицера в Стамбуле было найдено 28 ручных гранат. Эти боеприпасы, как заявило следствие, принадлежали до тех пор неизвестной группировке "Эргенекон" - тайному обществу, которое занималось внедрением своих людей во все сферы турецкого общества и пыталось руководить армией, СМИ, политическими партиями и академическими кругами.

За год расследования обнаружилось, что именно организация "Эргенекон" совершила все самые громкие, но не раскрытые преступления в Турции за последнее десятилетие. К примеру, на нее была возложена ответственность за убийство армянского журналиста Гранта Динка в январе 2007 года. Кроме того, следствие объявило, что боевики "Эргенекона" планировали убийство нобелевского лауреата по литературе Орхана Памука.

На первом этапе расследования были арестованы 49 человек. Затем в июле этого года прошла новая серия арестов.

Был схвачен один из самых известных турецких отставных генералов Сенер Эруйгур, возглавляющий влиятельную общественную организацию "Общество мысли Ататюрка". После его ареста турецкие СМИ опубликовали детали плана захвата власти найденные у генерала.

Переворот должен был пройти в четыре этапа. Сначала наемники, близкие к Рабочей партии Курдистана, должны были совершить несколько заказных убийств, которые всколыхнули бы турецкое общество.

Затем начавшиеся демонстрации вылились бы в столкновения полиции с народом. Далее глава торговой палаты Анкары Синан Айгюн (кандидат на пост премьера после переворота) объявил бы о том, что политика правительства привела Турцию к колоссальному экономическому кризису, а близкие к "Эргенекону" СМИ призвали бы армию к установлению порядка в стране.

В итоге военные взяли бы власть в свои руки, как это они уже не раз делали прежде: в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах.

С самого начала турецкие журналисты обращали внимание на то, что по делу "Эргенекона" арестовываются политики самой разной идеологической направленности: от ультранационалистов до коммунистов. Несмотря на видимые идеологические разногласия, их единомышленники, бок о бок, под портретами Ататюрка и коммунистическими знаменами вместе участвовали в манифестации, протестуя против суда.

Между тем всех арестованных отличает крайне тесное отношение с Россией. Глава Турецкой рабочей партии Догу Перинчек не раз бывал в России, тесно сотрудничал с лидером Евразийского движения Александром Дугиным.

Арестованный экс-ректор стамбульского университета подписал соглашение о сотрудничестве с МГУ. А генерал Эруйгур и вовсе открыто призывал выйти из НАТО, войти в ШОС и создать военный альянс с Россией и Ираном.

Фактической штаб-квартирой "Эргенекона" являлась церковь в Стамбуле, принадлежащая Турецкой православной церкви - малоизвестной религиозной структуре, не имеющей отношения к Константинопольскому патриархату, но по некоторым данным, патронируемая СВР РФ.

Наиболее интересным доказательством российского следа стало обвинение по делу "Эргенекона", выдвинутое против отставного генерала Левента Эрсеза, бывшего главы департамента разведки жандармерии. Полиция не смогла арестовать генерала, потому что он скрылся в России.

Москва отказывается выдать беглого генерала турецкому правосудию.

Турецкие СМИ, оценивая произведенные аресты, констатировали, что они стали ударом по русофильским силам в турецком обществе. А обвинительное заключение, написанное прокурорами Зекерией Озом, Мехметом Али Пекгюзелем и Нихатом Таксином, пошло еще дальше - в нем говорится, что тайное общество "Эргенекон" было связано с российскими спецслужбами, причем связующим звеном между ними являлся Александр Дугин.

Сам Дугин, в свою очередь, поспешил выступить в защиту арестованных, назвав их "руководителями антиамериканского лобби, выступавшими за сближение с Россией и противодействие проамериканской политике турецкого руководства", напоминает в этой связи некоторые российские СМИ.

Некоторые комментаторы считают, что дело "Эргенекона" можно считать ответным ударом правящей в Турции партии по генералитету, который пытался инициировать отставку Тайипа Эрдогана и запретить ему и нынешнему президенту страны Абдуллаху Гюлю заниматься политической деятельностью.

Конституционный суд не рискнул распустить правящую партию и отказал генпрокурору в его иске.

КЦ