В среду российские фондовые биржи вновь закрылись досрочно в связи с резким обрушением курсов акций. Русский медведь, нагулявший было жир, испугался финансовых потрясений наподобие дефолта 1998 года, пишет зарубежная пресса. Рынок обрушился не только из-за мирового финансового кризиса и снижения цен на нефть, но и из-за непродуманной экономической политики Кремля, утверждают западные аналитики. Россия расплачивается "за восемь лет путинизма", однако от крупного бедствия ее могут защитить отложенные на черный день миллиарды.
Второй раз за неделю российские власти приостановили торговлю на биржах после обрушения банковских акций, сообщает International Herald Tribune. Рынок потерял более 25% за два с половиной дня, и в среду, вскоре после полудня, торги были остановлены на неопределенное время. Этот шаг немедленно вызвал в памяти события жуткого финансового кризиса в России в 1998 году.
В то время как глобальные фондовые рынки падают, проблемы в России становятся все серьезнее, пишет издание. Российские ценные бумаги упали быстрее, чем это было оправдано снижением цен на нефть или ответом на финансовые бедствия в США, отмечают экономисты. Эти факторы сказались на России, но, кроме них, имела место война в Грузии, а затем словесная баталия с западными торговыми партнерами. "Конфликт в Грузии был воспринят как отход от связей с мировыми рынками и от мировых стандартов", - комментирует ситуацию один из экспертов.
Русский медведь повержен, пишет Die Presse. Ни обещанные миллиардные вливания, ни позитивные сигналы мировых бирж не смогли остановить падение курсов в Москве. Российский финансовый мир переживает самый серьезный кризис начиная с 1998 года.
Как и 10 лет назад, падение курса сильно ударило по российским банкам. Чтобы оказать поддержку кредитному сектору экономики, Владимир Путин вынужден воспользоваться средствами из государственной казны. Во вторник вечером он объявил о выделении 475 млрд рублей в качестве экстренной помощи для поддержания ликвидности на российском рынке. Однако инвесторов подобные заявление не убедили, и они выводят свои средства из страны.
Бойня на российских фондовых рынках происходит на фоне глобального биржевого потрясения, признает The Wall Street Journal, но основные причины "московского пике" следует искать в самой России. Образно говоря, поступил счет на оплату восьми лет путинизма, утверждает газета. Во-первых, премьер-министр в июле испугал рынок, обвинив компанию "Мечел" в манипулировании ценами и спровоцировав падение ее акций. Вторым ударом стала война на Кавказе: Россия разгромила армию Грузии, но затем саму Россию разгромила мировая экономика. Инвесторы вывели с российских рынков более 35 млрд долларов.
Российский рынок в текущем году показывает худшие результаты в мире. Падение "съело" 680 млрд долларов капитализации. Во вторник основной биржевой индекс, исчисляемый в рублях, упал на 11,2% - это самое резкое снижение со времен кризиса рубля в 1998 году. Вчера он снова пошел вниз, и в полдень торги были остановлены, сообщает издание. Однако за последние годы Россия накопила на черный день 573 млрд долларов, что позволит ей избежать повторения кризиса 1998 года. При нынешнем бюджете российское государство сможет сводить концы с концами, даже если нефть будет стоить 70 долларов за баррель, говорится в статье.
Но решить проблему навечно не удастся, особенно если цены на нефть будут снижаться и дальше, ведь российская экономика находится в колоссальной зависимости от природных ресурсов. В хорошие времена Кремль клал миллиарды в свой карман и не удосуживался провести экономические реформы. Теперь, возможно, российский народ начнет осознавать экономическую цену путинизма и усомнится, хорошо ли нынешнее руководство служит своей стране, надеется WSJ.
Нынешний кризис угрожает подорвать российский рост, добавляет The Wall Street Journal в другом материале. В последние несколько лет страна, казалось, неуклонно двигалась вперед, от постсоветской разрухи к последовательному возрождению на волне растущих цен на нефть. В августе Россия продемонстрировала свое "воскрешение", когда ее войска вторглись в Грузию и фактически отняли у нее Абхазию и Южную Осетию.
Не прошло и нескольких недель, однако, как обнажились пределы российской мощи, указывает газета. Ее главная опора, нефтяные доходы, пострадали от падения цен на энергоносители. Кризис показал хрупкую и недоразвитую финансовую систему, а это угрожает сократить приток инвестиционного капитала, сдерживая экономический рост и повышение качества жизни. Пока что экономическое воздействие обвала на фондовом рынке носит ограниченный характер, однако падение рубля, который на протяжении лет укреплялся по отношению к доллару, встревожило простых россиян.
И все же, несмотря на резкое падение акций и приостановку торгов на Российской фондовой бирже, это не копия кризиса 1998 года, успокаивает WSJ. На этот раз Россия стала одним из последних рынков, не устоявших перед глобальной заразой, возникшей где-то еще. Огромные резервы российского Центробанка - третьи в мире по величине после Китая и Японии - должны послужить защитой от крупного бедствия.
ИноПресса
Отдел мониторинга
КЦ