Битва Аз-Заллака в месяц Рамадан
В благословенный месяц Рамадан 479 года Хиджры между мусульманской и европейской армиями произошло знаменитое сражение. Аз-Заллака - одна из земель в Андалусии (теперь Испания), поблизости от Кордовы. Битва завершилась блестящей победой мусульманских войск, а для европейцев обернулась поражением. Сражение вспыхнуло после того, как король Альфонс 6-й, правитель Кашталы, стал грозить мусульманскому правителю Андалусии Аль-Муатамиду ибн Ибаду захватом Кордовы.
Аль-Муатамид принял решение обратиться за помощью к Юсефу ибн Ташфину, правителю Марокко, вопреки предупреждениям своих советников о том, что это решение может вдохновить того на вторжение в Андалусию. Аль-Муатамид дал ставший впоследствии знаменитым ответ: "Разводить верблюдов гораздо лучше, нежели разводить свиней". Смысл, заключенный в его высказывании, означал, что он предпочитал оказаться во власти мусульман и разводить в пустыне верблюдов, нежели жить под властью короля и разводить свиней. Действительно, Ташфин без колебаний поспешил прийти на помощь мусульманским братьям. Между двумя правителями состоялась встреча, и они приступили к выполнению своей миссии по спасению родных земель, веря в то, что все их действия свершаются во имя и на благо Аллаха.
Альфонс 6-й попытался завлечь в ловушку мусульманских правителей. Он послал им заверения в том, что не станет сражаться с ними в благословенные дни пятницы и воскресенья. Мусульманам было очевидно, что с его стороны это всего лишь обман, и они приняли решение начать приготовления к сражению. Их догадки подтвердились ночью в пятницу, когда вражеские войска обрушили свои яростные атаки на мусульман. Две армии встретились в ту ужасную ночь. В начале сражения Аль-Муатамид был тяжело ранен, победа, казалось, была всецело на стороне врага. Но Аллах никогда не нарушает Своих обещаний, и войска Ташфина с бесстрашием и решимостью вступили в бой. Вне всяких сомнений, в этом сражении мусульмане одержали одну из самых выдающихся побед.
Победы Саладина в борьбе против крестоносцев
Саладин аль-Айюби нанес поражение крестоносцам в битве при Хаттине в 583 году Хиджры (1187-й год после Рождества Христова), вернув во владение мусульман Иерусалим и многие другие земли, захваченные крестоносцами.
В 584 году Хиджры в Священный месяц Рамадан, несмотря на тяжелые погодные условия, он одержал ряд великих побед, овладев Натартусом, Геблой, Аль-Лязикией, Сайхуном, Бакасом, Аль-Тагиром, Баалабаком, Гумахом, Караком, Ас-Суром и многими другими землями.
Всю свою жизнь Саладин провел в искреннем рвении во имя Аллаха. Даже в месяц Рамадан он отказывался от советов прервать свою борьбу, говоря: "Время жизни человека коротко, а смерть приходит внезапно. Оставлять в руках захватчиков земли мусульман хотя бы на один лишний день - недостойный поступок, невыносимый для меня", и продолжал сражаться в этот благословенный месяц.
Завоевание Аль-Андалусии в месяц Рамадан
Первое наступление на Аль-Андалусию было предпринято Тарифом Аль-Барбари, последователем Мусы ибн Нусайра, в месяц Рамадан 91-го года Хиджры, после того, как Халиф Аль-Валид ибн Малик дал свое согласие на завоевание Аль-Андалусии и распространение там ислама. Тариф с честью справился с поставленными перед ним благородными целями и с триумфом возвратился из похода.
Позже халиф поставил перед Тариком ибн Зиядом задание пересечь Средиземное море и основать там поселение, известное ныне как Гибралтар (Гора Тарика). Произошло это в месяц Шаабан 92-го года Хиджры. По прибытии в Андалусию Тарик приказал сжечь корабли для того, чтобы его солдаты не могли даже подумать об отступлении или возвращении домой. Тогда же он произнес свою знаменитую проповедь, в которой заверил в ожидающем всех большом вознаграждении. 28-го Рамадана 92-го года Хиджры они нанесли поражение королю Куту и его армии. Вслед за этим достигнутым успехом последовали новые великие победы, также одержанные Мусой ибн Нусайром в месяц Рамадан в следующем 93-м году Хиджры.
Таким образом, на протяжении трех лет подряд Великий месяц Рамадан был свидетелем побед, одержанных великими полководцами Тарифом Аль-Барбари, Тариком ибн Зиядом и Мусой ибн Нусайром, боровшимися за распространение ислама на землях Андалусии - сокровища, позже утраченного мусульманами из-за нехватки единения и братства. Не настало ли время мусульманам объединиться и возвратиться обратно на путь Аллаха для того, чтобы ответить на призыв веры, достоинства и свободы?
Битва при Бадре
В эти благословенные дни месяца Рамадан мы вспоминаем битву при Бадре, произошедшую 17-го Рамадана 2-го года Хиджры. Это сражение сыграло огромную роль в истории ислама, ибо ему было суждено определить судьбу поклонения Аллаху на земле: оно было первым из последовавших позже сражений. В то время мусульмане не были готовы к войне: в их рядах насчитывалось лишь триста тринадцать воинов, почти не вооруженных, семьдесят верблюдов и две лошади, тогда как силы язычников насчитывали девятьсот пятьдесят человек, семь сотен верблюдов и сотни коней. Тем не менее, мусульмане твердо решили принять бой.
Удивительно, как мусульмане в столь тяжелом положении без колебаний отважились принять бой? Их подвигла искренняя вера в Аллаха. Всецело положившись на Него, они вверили Аллаху свою судьбу. Они обратились к Нему за помощью, вознесли молитвы Аллаху в искренней и глубокой вере, что никогда не будут лишены Его Милости. Аллах никогда не нарушает своих обещаний, - мусульманам были ниспосланы ангелы, с помощью которых они одержали великую победу.
Победа достигается предварительной подготовкой и обучением; эти ее важные составляющие обязательно учитывались мусульманами, никогда не оставлявшими надежду и веру в Аллаха, Властелина Вселенной. Были и другие обстоятельства, на которые человек не может повлиять, но руководить которыми подвластно лишь Божественному Провидению, - такие как погодные условия, дождь, снег или ветер, оказывающие значительное воздействие на ведение военных действий. К тому же сердца людей находятся в руках их Создателя; их вера - важнейший ключ к победе. Вера есть то единственное и главное, чего не хватает на Западе. Мусульмане должны наполнить свои сердца верой, возвратиться на путь Аллаха Всевышнего и жить согласно Его закону.
Битва при Вади Бирбат в 27-й день месяца Рамадан
Битва при Вади Бирбат (Долине Бирбат) между армиями мусульман и Аль-Кута произошла в 27-й день месяца Рамадан 92-го года Хиджры.
В этом сражении войска Аль-Кута превосходили мусульман числом, организацией и своим военным опытом. Более того, местность предстоящего сражения была им хорошо знакома, а поблизости располагались их вспомогательные силы. Все это давало им значительное преимущество. Тем не менее, у них не было той главной силы, которой обладали мусульмане, - искренней веры в Аллаха Всевышнего, доверия и надежды на Его Милость. Они были готовы умереть во имя Господа своего. Они были равнодушны к роскоши этого мира и стремились к жизни Будущей и ее вечным благам. Армии вели сражение на протяжении восьми дней. Мусульмане сражались бесстрашно и, несмотря на то, что многие погибли, одержали блестящую победу в награду за свою стойкость и глубокую веру в Господа.
Абдул Малик ибн Марван: Символ Исламского Возрождения
Абдул Малик ибн Марван, знаменитый халиф из династии Омейядов, вступил в правление халифатом 26-го Рамадана 65-го года Хиджры. Он вырос в Медине, где изучал исламские науки у ученых богословов. Придя к власти, он сумел положить конец хаосу, царившему тогда в мусульманской общине.
Ибн Хулдун пишет: "Абдул Малик ибн Марван - один из величайших арабских и мусульманских халифов". В управлении государственными делами он шел по стопам Повелителя Правоверных Омара ибн аль-Хаттаба.
Во время его правления все важнейшие документы того времени были переведены на арабский язык, впервые в мусульманском мире была вычеканена особая валюта, были также осуществлены реформы в сельском хозяйстве и торговле.
Известные современники так отзывались об этом правителе. Омар ибн Абдул Азиз видел в своем дяде Абдул Малике ибн Марване образцовый пример мусульманского халифа.
Нафи так характеризовал его: "Никогда прежде в Медине я не видел столь деятельного осведомленного и верующего молодого человека, столь искусного чтеца Корана, как Абдул Малик ибн Марван".
Когда Абдуллаха ибн Амра спросили, к кому следует обращаться людям за советом, он ответил: "У Марвана высокообразованный сын - обращайтесь за советом к нему".
Здесь в этом кратком изложении мы даем арабским и мусульманским читателям пример великого Халифа и совет брать с него пример.
Аль-Азхар
Аль-Азхар был основан Джаухаром Ас-Сикилли 7-го Рамадана 361-го года Хиджры по распоряжению халифа из династии Фатимидов. В 365 году Али ибн Ан-Нууман начал проводить первые учебные занятия в мечети. В этом же году Якубом ибн Кальсом внутри мечети был основан Университет Аль-Азхар. Преподаватели для него избирались среди судей и мухтасибов (мусульманских инспекторов).
Студенты Аль-Азхара обеспечивались всеми удобствами - пищей, жильем и другими услугами. В Аль-Азхаре преподавание религиозных наук, арабского языкознания и медицины осуществлялось лучшими учеными того времени. Халифы и египетские султаны, особенно во времена правления династий Фатимидов и Мамлюков, уделяли огромное внимание Аль-Азхару. В то же время в правление Омейядов и Османской династии иногда делами и заботами Университета пренебрегали.
Со временем Аль-Азхар претерпел большие изменения в своей структуре: так, великий Университет Аль-Азхар с его многочисленными факультетами стал действовать отдельно от мечети, было создано специальное женское отделение.
Роль Аль-Азхара в жизни Египта и всего исламского мира огромна, - ученые-богословы Университета издают фатвы и совершают проповеди. Более того, историческая роль Аль-Азхара во всем многообразии различных движений, противостоявших общественной и политической тирании, хорошо известна. На протяжении истории Аль-Азхар являлся минаретом, которым руководствовались европейские страны.
Амр ибн аль-Ас - Человек на все времена
Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) родился за пятьдесят лет до свершения Хиджры (Переселения Пророка из Мекки в Медину) и умер на 43-м году после Хиджры. Его отец Аль-Ас ибн Ваиль во времена Джахилийя (доисламской эры) был одним из арабских вождей.
Амр (да будет доволен им Аллах) принял ислам на восьмом году после Хиджры. Он подошел к Пророку (мир ему и благословение). Мухаммад протянул ему руку для рукопожатия, однако Амр отказался пожать ее. На вопрос Пророка (мир ему и благословение), почему он так поступил, он ответил: "Я не дам клятву верности тебе, если ты не пообещаешь, что все мои прежние грехи будут прощены мне". Тогда Пророк сказал: "(Принятие) ислама и Хиджры искупает все прежние грехи", и Амр поклялся в верности Пророку (мир ему и благословение).
Его главные достижения:
Пророк (мир ему и благословение) назначил его командующим своей армей во время Битвы Дат ас-Салясил (Битва Цепей) за его выдающиеся способности;
Он принимал участие в войне с отступничеством (во время правления халифа Абу Бакра);
Во времена Омара ибн аль-Хаттаба Амр руководил мусульманской армией, завоевавшей Палестину и вернувшей мусульманам Иерусалим;
Он завоевал Египет и открыл исламу путь в Африку и Европу.
Он был знаменит также своим красноречием и ораторским искусством. Его последние слова - вознесение молитвы Аллаху: "О Аллах! Ты повелеваешь нами, но мы не слушаем Твоих наставлений. Ты предупреждаешь нас, но мы не обращаем внимания. Так что нам не на что надеяться кроме как на твое Прощение. О Милосердный!".
Произнеся эту мольбу, Амр испустил дух.
Путь Ибн Хулдуна
Ибн Хулдун родился в Тунисе на второй день Рамадана 732-го года Хиджры. Его полное имя Абдур Рахман ибн Мухаммад ибн Хулдун.
С ранних лет Ибн Хулдун изучал арабский язык, искусство и философию. Позже, уже будучи взрослым, он назначен великим судьей в Фас. Тогда же он совершил путешествие по странам мусульманского мира: посетил Северную Африку, Андалусию, Левант, Гранаду, Александрию и Каир.
В Египте он обучался в мечети Аш-Шариф Университета Аль-Азхар и стал одним из наиболее выдающихся богословов того времени. В 801-м году Хиджры Султан Барбук назначил его великим судьей в Египте. Позже он принимал участие в военной кампании султана Ан-Насира в Леванте против Тамбурлейна.
Ибн Хулдун приобрел огромный и всесторонний опыт во всех изучавшихся им областях знаний, блестяще продемонстрировав свои знания в великой книге "Мукаддима". Этот ценный труд, впоследствии переведенный на многие европейские языки, содержал в себе большой объем информации по различным областям знаний, - таким как социология, экономика, политика, философия, история. Благодаря этой книге Ибн Хулдун считается основателем современной социологии.
Ибн Хулдун умер в 808-м году Хиджры в Египте во времена правления Сулиана Ан-Насира Ли-Дина Аллаха.
Завоевание Акки
В 699-м году Хиджры Султан Аз-Захир Байбарс взял в осаду крепость Акка. Когда он стал правителем города, всем его жителям были дарованы его защита и безопасность. Ему были вручены ключи, и он вступил в город в Ид-аль-Фитр. Мусульмане считали, что крепость Акка, благодаря ее стратегическому расположению в долине между двумя горами, трудно захватить.
По материалам исламских интернет-СМИ
КЦ