На России лежит ответственность признать необходимость выдачи Андрея Лугового, главного обвиняемого в убийстве Александра Литвиненко. Об этом заявил премьер-министр Гордон Браун на первой в качестве главы правительства регулярной пресс-конференции.
По сообщениям из Великобритании, нынешнюю ситуацию Браун называл недопустимой. Имея в виду ядерный теракт с помощью полония-210, британский премьер заявил следующее:
"Мы не можем допустить, чтобы подобное преступление, совершенное на британской земле, осталось безнаказанным".
Браун с сожалением отметил, что до сих пор Россия не выразила готовности сотрудничать по вопросу о выдаче Лугового.
Однако при этом, подчеркнул Браун, «конструктивные отношения Великобритании и России должны сохраняться».
Он напомнил, что Россия и Великобритания успешно сотрудничают по многим направлениям: по решению иранской ядерной проблемы, по мирному урегулированию на Ближнем Востоке, по вопросам охраны окружающей среды и по международному развитию.
Помимо прочих заявлений по "делу Лугового", Гордон Браун заявил, что Великобритания получила "очень важную" поддержку со стороны Франции и Германии.
Браун в ближайшее время отправится с визитом в США, от этой страны он ждет, что отношения с ней и впредь останутся крепкими и эффективными. Браун напомнил о том, что Великобритания и США тесно сотрудничают в вопросе о нераспространении ядерного оружия и что это сотрудничество продолжится.
Напомним, что ранее посол Великобритании в Москве Тони Брентон заявил, что не видит связи между отказом Москвы экстрадировать Андрея Лугового, и отказом Лондона выдать Закаева и Березовского, сообщает Би-би-си.
«Эти случаи - совершенно разные. Британское правительство не может принять решения об экстрадиции кого бы то ни было - такое решение могут принять только независимые британские суды, - сказал Брентон в интервью «Интерфаксу» и газете «Коммерсант». - Суды пока не приняли решения об экстрадиции вышеупомянутых лиц, и правительство никак не может на это повлиять».
«Дело г-на Лугового носит совершенно иной характер. Именно правительство РФ, а не суд, приняло решение не экстрадировать г-на Лугового. Это решение было принято не на основании исследования доказательств, а на основании так называемого конституционного запрета и без каких-либо дополнительных обоснований и желания сотрудничать по данному вопросу. Такой подход мы считаем неудовлетворительным», - заявил посол.
По поводу главного аргумента российской стороны, статьи 61 конституции РФ, Брентон заметил, что «российская конституция, как и конституции других стран, может интерпретироваться в зависимости от сложившихся обстоятельств».
В связи с этим он напомнил, что конституция РФ, к примеру, запрещает создание монополий (статья 34), гарантирует всем гражданам России право свободно выбирать место жительства, включая Москву (статья 27) и не разрешает депутатам Госдумы заниматься другой оплачиваемой деятельностью (статья 97). В действительности ни один пункт этих статей конституции России не выполняется.
«Мы не просим Россию нарушать свою конституцию. Мы хотим совместно творчески поработать, чтобы найти возможность преодолеть это препятствие, учитывая серьезный и беспрецедентный характер преступления. Пока мы готовности к такому сотрудничеству не видим», - сказал дипломат.
Брентон объяснил, почему Лондон после тщательного рассмотрения отверг идею суда над Луговым в России. По его словам, это решение опять-таки приняло не правительство, а независимый орган - Королевская прокурорская служба, основываясь на том, что «преступление было совершено против британского гражданина, и его местом был Лондон».
«Кроме того, как ООН, так и Европейский Союз публично выражали озабоченность в связи с избирательным применением закона в России, - напомнил он. - Если бы мы согласились на проведение процесса в России, это решение могло быть оспорено в судах».
При этом посол снова подчеркнул, что Лондон не придает «делу Литвиненко» политического характера.
КЦ