«Исламский» университет в Ташкенте был открыт в апреле 1999 году, в церемонии его открытия принял участие глава ташкентского режима Ислам Каримов. Основной целью открытия университета, как заявлял сам Каримов, было «изучение духовного и культурного наследия Ислама и передача знаний молодым людям, подготовка специалистов по основам религии, истории и философии Ислама».
Однако уже тогда местные наблюдатели связывали открытие «Исламского» университета с тем, что в 1999 году в Узбекистане началась новая волна жестоких репрессий против верующих мусульман. Появление университета должно было подправить имидж режима, показать его «толерантность» и «демократичность».
Оппозиционное издание Uznews пишет в этой связи, что спустя 8 лет ничего не изменилось. Как и в 1999 году за каждым студентом мусульманином этого университета установлена персональная слежка. Так называемая «Служба национальной безопасности» Узбекистана (основной карательно-репрессивный орган режима) контролирует все и всех в этом «Исламском» университете.
По словам студента первого курса, чье имя Uznews не раскрывает в целях его безопасности, с момента поступления в стены этого учебного заведения все без исключения студенты проходят собеседование с сотрудниками СНБ.
"Во время беседы вам дают понять, что отныне мы находимся под пристальным контролем этой службы, - рассказывает студент, - и все наши шаги должны предварительно согласовываться с ними".
В каримовском «Исламском» университете запрещено изучать Ислам. Разрешено учить только интерпретацию Ислама, подогнанного под желание ташкентского режима. Любая попытка усердного изучение канонов Ислама или попытка ввязаться в диспут с наставниками, по словам студентов, немедленно влечет за собой серьезные проблемы.
"То есть студент может попасть под подозрение, как член некого течения, пытающийся навязать заранее подготовленные некими наставниками нравоучения и толкования, а это может стать причиной для очень серьезных проблем", - говорит студент.
Жесткие ограничения и постоянный надзор превратил студентов в запуганные тени, получающие суррогатные знания о религии в трактовке ташкентского режима, при этом не соблюдающие каноны Ислама.
КЦ