Вмешательство Путина в выборы на Украине определяет характер развернувшегося там противостояния. Ситуация показывает принципиальное столкновение идеологии открытости и сменяемости режима, с российской моделью псевдодемократических выборов, механизм которых зиждется на страхе, пропаганде и подлоге. Украина внушает уважение. Она взяла тот барьер, который не смогли преодолеть в России. Ситуация показывает, что уровень украинской демократии несравненно превосходит ее развитие не только в России, но и во всех так называемых странах «содружества».
Многие наблюдатели и комментаторы считают выборы президента, который возглавит Украину после 10 лет авторитарного правления Леониды Кучмы, ключевым моментом истории Украины после ее выхода из состава Советского Союза и получения независимости от в 1991 году.
В то же время российские политтехнологи, проводя больше времени в Киеве, чем на родине, с зубовным скрежетом делают апокалиптические прогнозы, предрекая распад Украины. Перспектива того, что Украина станет для России дальним зарубежьем, невыносима и поэтому распространяют слухи о том, что победа Ющенко приведет к разрушению государства.
Москва поспешила признать победу своего протеже, несмотря на призывы министров иностранных дел ЕС к Киеву пересмотреть результаты. Владимир Путин фактически выставил себя на посмешище, называя выборы на Украине «открытой и честной борьбой». Эта поспешность может обернуться для него большим конфузом.
Украинские выборы (Россия признала победителем выборов Виктора Януковича, в то время как США и Европейский союз заявили о фальсификации результатов выборов и высказались в поддержку кандидата Виктора Ющенко - The Financial Times), могут негативно повлиять на отношения Запада и России.
До сих пор Путин успешно убеждал западных лидеров в том, что он - лучший и самый надежный партнер для них. Пока на Украине власти и оппозиция готовились к решительному бою, Путин выступил в Сантьяго с несколькими принципиальными для него заявлениями. Он заявил, что в деле ЮКОСа не следует искать политической подоплеки – речь идет лишь о «криминале». А также о том, что Россия сделала твердый выбор в пользу демократии и не свернет с этого пути. Оговорившись, правда, что единого стандарта демократии не существует и путь к ней бывает извилист. Очевидно, что одна из таких путинских извилин со всей наглядностью проявилась в Украине.
В ответ на обвинения в том, что его режим скатывается к коррумпированному авторитаризму, Путин в частной беседе с Джорджем Бушем изложил своему техасскому другу экзотическую концепцию, согласно которой ввиду особенностей российской истории, путь России к демократии лежит через отказ от нее и сокращение гражданских и политических свобод.
Неизвестно, насколько эти историко-философские фантазии в духе Николая I, высказанные бывшим полковником советского КГБ, пришлись по душе Джорджу Бушу. Однако события в Украине показывают, что западные друзья Путина хоть и примирились с узурпацией им власти в России, это вовсе не означает, что такой же примиренческий подход будет использован и в отношении амбициозных планов Кремля на Украину.
Ахмад Ичкерийский,