Русско-чеченские сказки

7 сентября 2003 в 03:33
Русско-чеченские сказки

Любая война рождает мифы. Но мифы чеченской войны родились не о окопах, а в кабинетах

 

Вспомним, как все начиналось. Сначала появились «неопознанные летающие объекты», с ранней осени 1994-го совершавшие налеты на чеченские города и веси. Российские военачальники пожимали плечами и с улыбкой твердили про НЛО. В ноябре 1994-го к НЛО добавились колонны «неизвестных» танков, штурмующих Грозный. Еще одно кремлевское ноу-хау тех времен – утверждения, что боевики сами взрывают дома в Грозном: надо же показать журналистам русские бомбежки.

 

Потом еще много чего было, но, безусловно, самый запомнившийся ход спецпропагандистов той войны – «белые колготки». Волнующий миф о белокурых и неумолимых снайпершах с янтарных балтийских берегов зародился еще в Приднестровье, потом его обкатали в Абхазии, а до совершенства довели в Чечне.

 

Первым обнаружил «белоколготочные» соединения с рижско-таллинской пропиской тогдашний шеф Лубянки Сергей Степашин. Вослед ему прозрели прочие. В самом деле, не парни же из горных аулов сдержали натиск бронированных колонн, дивизий «голубых беретов», сводных бригад морской пехоты со всех флотов, внутренних войск! Да если бы не «белые колготки», глядишь, действительно обошлись двумя парашютно-десантными полками. Директор ФСК тогда даже точное число снайперш обозначил: «Порядка 40 женщин там воюют». «Красная звезда» уточнила: сотня. Потом и весь батальон обнаружился.

 

Никаких документальных доказательств существования «белых колготок» за всю прошлую войну так и не было представлено. Не удалось встретить ни единого живого свидетеля: никто не видел, все только слышали и уверяли, что девиц до особого отдела не доводят, сбрасывая с вертолетов, с крыш, взрывая гранатами, разрывая на части бэтээрами. Предварительно поротно позабавившись. Не исключено, что именно обильно посеянные тогда мифы дали всходы ныне: Буданов тоже искал снайпершу. В 1995–1996 гг. я тщетно пытался получить от официальных инстанций хоть что-то на эту тему, хотя бы и снимки погибших снайперш. В Центре общественных связей (ЦОС) ФСК-ФСБ лишь разводили руками: нет у нас ничего...

 

ХРОНИЧЕСКИ ЖИВОЙ

 

На прошлой неделе российские военные нашли в Чечне протез и тут же объявили, что он принадлежит Шамилю Басаеву. Что ж, если нельзя поместить фигуранта в «Лефортово», сойдет и протез – для музея. Можно и похоронить всех этих полевых командиров, пусть виртуально и заочно – на время, необходимое для оформления очередного наградного листа. Шамиля Басаева хоронили никак не меньше пяти раз.

 

Одну из похоронок обнародовали в мае 2000-го, без затей поведав, что Басаев умер от гангрены. Гангрена басаевская, кстати, очень странная: обычная сжирает человека за несколько часов, пару-тройку дней от силы, его же – явно хроническая. Сначала на три месяца затянулась, а там и на годы! Например, в августе 2001-го со ссылкой на МВД Чечни разносят: Шамиль сходит с ума, доживая последние дни, поскольку... «гангрена добралась до мозга»!

 

Хоронили его и зимой, а потом и по весне 2002 г. Сначала 30 апреля на пресс-конференции в Грозном сенсацию выдал начальник Генштаба Анатолий Квашнин: Шамиль еще 7–10 марта умер от ран, полученных в результате авиаударов. Тело? Ищем.

 

Правда, 6 мая Квашнину сильно подгадил штаб ОГВ, заявив, что зафиксирована встреча «покойного» с Абу Валидом. Тогда с присущей ему основательностью за дело взялся тогдашний командующий войсками СКВО генерал-полковник Геннадий Трошев. Доложивший 22 мая: Басаев разорван на мелкие кусочки прямым попаданием снаряда. Перестарались артиллеристы, генерал Трошев даже посетовал, что «найти части его тела не представляется возможным». Интересно, сколько раз его еще убьют?

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В ПРЕДГОРЬЯХ КАВКАЗА

 

Еще один бродячий сюжет – архивы Масхадова. Их находят по всей Чечне с завидной регулярностью – к каким-нибудь датам или очередному обсуждению чеченского вопроса, в ОБСЕ например. Да в таком количестве, что складывается впечатление: ничем иным, кроме как постановкой архивного дела, Аслан Алиевич не занимается.

 

Первый архив Масхадова берут весной 1996-го в Ведено. В феврале 2000-го сообщают о захвате архива «армейского отдела кадров Масхадова» с компроматом – пальчики оближешь: сведения о наемниках из Нигерии, Судана, Индонезии и Кот-д’Ивуара. Кот-д’ивуарские наемники – это очень серьезно!

 

Потом было не до архивов, но аккурат сразу после 11 сентября 2001-го вдруг обнаружился схорон с инструкцией по управлению... «Боингом». На арабском, вестимо. Представляете себе: Чечня, горы, землянка в три наката (или пещера), чадящая керосинка и «лица арабской национальности», вычитывающие под присмотром инструктора что-то про боинговы элероны... О находке самого интересного архива Масхадова в Старых Атагах с помпой объявлено в феврале 2002-го: обнаружились планы захвата атомной субмарины во Владивостоке. Правда, с датировкой путаница вышла: одни оперативники утверждали, что планы те антикварные – года то ли 1995-го, то ли 1997-го, другие настаивали, что свежак. Видимо, не договорились, потому как тему прикрыли.

 

В июне 2003-го еще одна находка в селе Махкеты – с расписками полевых командиров. Отрадно, что тут, наконец, учли прежний опыт, когда наглые скептики требовали подлинники или хотя бы ксерокопии: «Сырость уничтожила часть архива, – разъяснили люди Шабалкина из пресс-службы штаба федеральных сил, – некоторые документы просто рассыпаются в руках». Что в переводе на общеупотребимый русский означает: в руки не дадим!

 

Помнится, во время прошлогодней операции израильтян «Защитная стена» взяли бумаги Арафата – массу документов о непосредственной причастности главы Палестинской автономии к нынешней волне терроризма. Израильтяне почти сразу вывалили арафатовские бумажки в пресс-центре, переводы и ксерокопии подлинников. И пока еще никто не рискнул обвинить израильские спецслужбы в подлоге.

 

ЛИЦО АРАБСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

 

Если верить товарищам в штатском и в камуфляже, именно горстка злодеев арабского происхождения, отрабатывая деньги мирового исламского террористического интернационала, держит в напряжении 80-тысячную федеральную группировку.

 

Сколько же их, кто они и откуда? Тут данные разных силовых ведомств сильно разнятся. В первую чеченскую войну твердили о пяти, а то и о семи тысячах наемников. Но когда в 1995 г. стали считать еще и оклады «диких гусей», арифмометры зашкалило и вышел конфуз. Вначале ФСК утверждала, что наемники получают 800 долл., но в... сутки! Потом суточные выросли до 1000 долл. Скептики не поленились посчитать: за месяц-другой боев Джохар Дудаев должен был отвалить пришельцам почти полмиллиарда «зеленых»! Видимо, в пресс- и прочих службах тоже калькуляторы включили: тема наемничества вдруг тихо умерла. Тем паче тогда бойцы невидимого фронта повязали всего двух иорданцев, да и тех не в бою. Иорданцы с побитыми физиономиями в телевизоре каялись, но от участия в боях открещивались категорически.

 

Ныне картина схожая, разве что наемников поубавилось (теперь насчитывают от силы до 200 человек), да товарищи из силовых структур научились без запинки выговаривать сложные имена ликвидированных лиц «арабской национальности»: Абу Бакар, Ахмед Тунисий, Абу Кандагарий, Аббас аль-Кувейтий, Ас-Сирий. Интересно, конечно, как бдительные органы узнают имена покойников, если документов при них никаких? Единственный, кого действительно схватили 16 марта 2000 г. с гранатой и автоматом, так это некий Абд аль-Адиз (он же Мухаммад Абд аль-Ваххаб), гражданин Ирака. Краснодарский суд дал иракцу 12,5 лет. И все, нет больше «арабских» процессов.

 

Спикеры из штаба утверждают: пресловутый «арабский фактор» ныне решающий, и арабы уже не только деньги дают (интересно, что же это за наемники, которые сами платят!), но даже подмяли под себя руководство боевиков, отобрав бразды правления у Масхадова и Басаева. Гипотеза интересная. Но хотелось бы фактов. Например, географических: из каких конкретно стран товарищи? Или финансовых: номера счетов, платежки. А вместо псевдонимов типа «Абу Тунисский» – реальные имена, фамилии, явки, паспорта. К тому же любой не понаслышке знающий о местных нравах понимает: чеченец не только пришлому чужаку – соплеменнику из другого тейпа вряд ли позволит командовать.

 

 

Кто и зачем родил этот миф, догадаться несложно. Идет пятый год второй войны, просвет в которой видит лишь зоркий глаз Ястржембского. Надо же как-то это объяснять. Самое «простое» объяснение: мешают враги закордонные, наймиты международного исламского фундаментализма-терроризма, «Братьев-мусульман», «Аль-Каеды», Бен Ладена, наконец. Под этот бренд можно еще и с американцами торговаться («мы тоже с мировым терроризмом боремся!») и от всяких там ПАСЕ с ОБСЕ отбиваться. Великая все-таки эта вещь – сказка про Черного Араба, уж точно посильнее, чем «Тысяча и одна ночь»!

 

ПУСТОЕ ДОСЬЕ ХАТТАБА

 

О Хаттабе наслышаны все, знают его по многочисленным фото- и видеокадрам. Некоторые из моих коллег видели его даже лично. Только вот ни один из компетентных товарищей по сей день не может внятно сказать: кто этот человек, как, когда и откуда взялся, как его на самом деле звали, в какой стране и когда он родился, действительно ли скорее мертв, чем жив?

 

Боевая биография-география – отдельная песня. Если верить материалам, повоевать товарищ успел везде: Афганистан, Ирак, Таджикистан, Израиль, Чечня. Хотя элементарным сопоставлением дат авторы-мифотворцы себя не особо утруждают: в один и тот же год наш фигурант может одновременно воевать в составе каких-то арабских коммандос, получать ранение в боях за Кабул и терять пальцы в Таджикистане.

 

Столь же обилен и список иноземных спецслужб, на которые герой диверсионного фронта умудряется трудиться одновременно: «Хаттаб является эмиссаром пакистанской межведомственной разведки ИСИ... Выполнял поручения ИСИ в Таджикистане, поддерживая постоянную связь с резидентурой пакистанской разведки в Киргизии». Позже выяснилось, что фигурант вкалывает еще и на спецслужбы Турции и Саудовской Аравии. А однажды и вовсе выдали перл: «Был резидентом разведки Великобритании». Как после изучения столь обильного досье поверить, что такой человек взял и умер, пусть даже и после прочтения спецписьма ФСБ? Не верится, что он вообще существовал в природе! А пленка с похоронами всего-навсего пленка. Доставили же в апреле прошлого года в Ростов-на-Дону, если верить сводкам, «тело полевого командира Хаттаба без головы» – цитирую дословно.

 

Правда на войне, конечно, всегда умирает первой. Но тут ее уже просто «мочат» с особым цинизмом, от беспардонности официоза зашкаливает все детекторы лжи. Это тоже показатель состояния и власти, и общества, и характера самой войны. А еще и показатель компетентности служб, отвечающих в том числе за информационное прикрытие. Точнее, их вопиющей некомпетентности: ни поймать не могут, ни даже толком соврать.

Владимир Воронов, «Еженедельный Журнал»
www.ej.ru