Мир переживает период, когда глобальный статус-кво стремительно меняется. Обрушение устоявшихся норм и правил, которыми так или иначе следовали большинство стран мира, неизбежно ведет к образованию новых международных альянсов и приоритетов.
Американский аналитический центр Geopolitical Futures опубликовал анализ, в котором оцениваются последние изменения на мировой арене и возникшие новые блоки.
Так эксперты обращают внимание на то, что официальные лица Китая, Южной Кореи и Японии соберутся вместе и проведут встречи уже в ближайшее время. Причиной заинтересованности этих стран в подобной встрече стала новая глобальная политика, проводимой США с администрацией Трампа.
Аналитики не исключают, что эти интенсивные переговоры этих стран могут привести к формированию нового азиатского блока и что ускорение формирования новых международных структур и альянсов на мировой арене ускорится.
Высокопоставленные чиновники из Китая, Южной Кореи и Японии встретятся в Токио, чтобы попытаться установить более тесные отношения с целью безопасности и экономических выгод.
Между Китаем и Японией уже состоялись неформальные переговоры, так что обе стороны, похоже, достигли принципиальной договоренности о переходе к следующему этапу. Но на практике пока еще неясно, что означает это партнерство.
Япония заявила, что хочет увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции в Китай и заставить Северную Корею отказаться от своей ядерной программы. Именно этот последний пункт привлек к переговорам Южную Корею.
В свою очередь Пекин вступает в период неопределенного геополитического положения. Формирующийся американо-российский альянс не отвечает интересам Китая, грозит определенной изоляцией, которая может ударить и так по замедлившейся экономика резко слабеет.
Американские аналитики считают, что Россия и Китай при всей риторики, которую использует Пекин и Москва, никогда не были связаны глубоким стратегическим партнерством. Россия на протяжении всей истории представляла угрозу для Китая и между ними было много войн. Даже партнерство во времена коммунизма не смогло их объединить.
А при Мао Цзэдуне Китай и вовсе был открыто враждебен России, которую он обвинял в предательстве коммунизма.
С геополитической точки зрения Мао опасался, что разрядка напряженности между США и Россией проложит путь к общей политике в отношении Китая. Поэтому, когда Генри Киссинджер посетил Китай в 1970-х годах, чтобы наладить отношения, на российско-китайской границе вспыхнули ожесточенные столкновения.
По замыслу России, эта атака должна была послужить предупреждением Китаю о том, что может произойти, если ее отношения с Соединенными Штатами будут угрожать российским интересам. И именно так это понимал Китай.
Вскоре Китай установил дипломатические отношения с Соединенными Штатами, которые сыграли решающую роль в становлении Китая в качестве мировой державы.
К моменту смерти Мао экономика Китая была в руинах. Его преемник Дэн Сяопин провел ряд реформ, которые оживили китайскую экономику, причем Соединенные Штаты сыграли в этом важную роль, сначала представив китайские товары на свой большой рынок, а затем инвестировав значительные средства в китайскую промышленность.
Проблема, однако, заключалась в том, что стремительный взлет Китая сопровождался соразмерным ростом его военной мощи. А при президенте Си Цзиньпине риторика Китая в отношении США становилась тем более враждебной, чем хуже становилась ее экономика.
Эта риторическая враждебность в сочетании с экономическим спадом после COVID-19 привела к сокращению инвестиций США в Китай и бегству капитала, что вызвало кризисы в банковском секторе и экономически важном секторе недвижимости.
Между тем, отношения Китая с Россией в основном остались прежними. Пекин на данном этапе не видел в Москве угрозы, но и не видел в ней экономического спасителя.
С другой стороны, позицию Китая в отношении войны в Украине можно охарактеризовать как условно нейтральную. Вместо того, чтобы встать на сторону России после вторжения, Китай воздержался при голосовании по осуждению России в Организации Объединенных Наций. Китай также продавал оружие России, но никогда не отправлял войска.
Для Китая перспектива примирения между Соединенными Штатами и Россией представляет негативный сценарий.
Поэтому Китай должен действовать быстро. Именно по этим причинам и началась попытка Китая создать азиатский блок безопасности и экономики.
В лучшем случае Япония и Южная Корея могут оказать смягчающее влияние для Китая, потому что вызов США поставит под угрозу также и обе эти страны.
Кроме того, премьер КНР Ли Цян, который уже два года не встречается с американскими бизнесменами, встретился с делегацией глав компаний Boeing, Qualcomm, Pfizer и Cargill во главе с американским сенатором Стивом Дейнсом.
Близкий союзник Трампа, Дейнс заседает в сенатском комитете по международным отношениям и ведет обширный бизнес в Китае.
Встреча могла быть вызвана опасениями Китая по поводу тарифов США, или это может быть признаком того, что Япония и Южная Корея больше мотивированы взаимодействовать с США, чем заключать локальную сделку с Пекином.
Встреча в Токио может не привести к желаемым результатам для Китая. Но напряженность в отношениях между США и их азиатскими союзниками сохраняется. К тому же Япония сопротивляется требованиям США увеличить свои военные расходы.
По мнению американских аналитиков события в Азии свидетельствуют о том, что попытки сформировать новый блок сигнализируют о том, что процесс формирования новых структур и альянсов на мировой арене будет ускоряться.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр