Уровень угрозы, исходящей от русской пропаганды и аффилированных с ней ресурсов, достиг того уровня, что ЕС вынужден готовить ответный удар, сообщает европейская пресса.
На этой неделе глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил о намерении Евросоюза запустить новую платформу для противодействия дезинформационным кампаниям России, а также Китая, который помогает Москве.
Решиться на новые шаги в этом направлении ЕС заставило то, что в последнее время представительства и миссии ЕС за границей все чаще становятся мишенью российской дезинформации.
Новая структура получит название Центр обмена информацией и анализа и будет функционировать в рамках EEAS, то есть дипломатической службы ЕС.
Она будет отслеживать манипуляцию информацией со стороны иностранных субъектов и координировать свои действия с 27 странами-членами ЕС и представителями гражданского общества.
«Авторитарные режимы пытаются создавать дезинформацию и манипулировать ею. Раньше мы создали инструменты для выявления и раскрытия этих манипуляций, но этого недостаточно, и нам нужно идти дальше», — сказал Боррель в Брюсселе, представляя новую идею.
Главный дипломат Евросоюза, в частности, предупредил о новой волне дезинформации с помощью сфабрикованных изображений, фейковых видео, а также замаскированных псевдо-СМИ, то есть вебсайтов, выдающих себя средствами массовой информации.
Авторов дезинформации, приобретающей все больший масштаб, он сравнил с Йозефом Геббельсом, главным пропагандистом Гитлера, отметив, что нынешние злоумышленники способны действовать эффективнее гитлеровской пропаганды из-за имеющейся возможности распространять фейки с невиданной до сих пор скоростью, используя соцсети.
«Мы должны понять, как организованы эти дезинформационные кампании, чтобы определить субъектов манипуляции», – добавил Боррель.
Идея новой инициативы ЕС состоит в том, чтобы создать децентрализованную платформу для обмена информацией в режиме реального времени со странами, агентствами по кибербезопасности и неправительственными организациями.
Все это должно позволить европейским структурам лучше понимать новые угрозы, отслеживать появление дезинформационных нарративов и быстрее реагировать на них. До этого шага Брюссель дошел почти через год после полномасштабного вторжения России в Украину.
Евросоюз столкнулся с необходимостью противостоять попыткам России манипулировать и уродовать информацию о войне. В частности, прокремлевская пропагандистская сеть активно продвигает нарратив о том, что западные санкции виновны в мировом продовольственном кризисе и перебоях в глобальном снабжении зерновых и удобрений.
Как известно, в прошлом году Африка и Ближний Восток серьезно пострадали из-за неспособности Украины экспортировать весь свой урожай зерна из-за оккупации Россией Черного моря. Однако Россия, которая ответственна за эту блокаду, пытается переложить ответственность за это Запад.
Следовательно, эта пропаганда нацелена на аудиторию вне ЕС, но бьет по Евросоюзу.
Лидеры ЕС неоднократно призывали африканские страны не поддаваться на российскую пропагандистскую кампанию, но не имеют в этом убедительного успеха. Исходя из публичных заявлений региональных лидеров, ложные нарративы преобладают.
Помимо создания новой платформы обмена данными, европейская дипслужба также планирует усилить представительства ЕС за рубежом экспертами по дезинформации.
Как пояснил Боррель, это необходимо сделать, чтобы наш голос был лучше услышан в долговременной битве, которую не выиграть за одну ночь. «Это одно из (ключевых) сражений нашего времени, и мы должны победить в нем», – заявил он.
Миссии и операции ЕС все чаще становятся мишенями дезинформации и манипуляции информацией со стороны «иностранных субъектов», в то время как иностранные представительства ЕС «стыкаются с повышенным риском стать мишенью этих инициатив, а потенциальные угрозы ставят под угрозу персонал», — заявил журналистам высокопоставленный чиновник ЕС.
Источник в ЕС упоминает тренировочную миссию блока в ЦАР, где сообщения о том, что инструкторы ЕС, возможно, проводили тренировки местных сил, подконтрольных российской группе наемников «Вагнер», вызвали беспокойство по поводу усиления дестабилизирующего влияния Москвы в регионе.
Другим примером является миссия ЕС по верховенству права в Косово (EULEX), против которой часто проводятся дезинформационные кампании. В этом случае главными действующими лицами, создающими дезинформацию, считают Сербию и Россию.
«Нынешний потенциальный риск – это не только вопрос репутации в интернете или социальных сетях, но и физические угрозы – представители европейского персонала становятся мишенями информационных кампаний, их называют «врагами народа», поэтому следующий шаг – призыв к действиям – не за горами», – добавил собеседник издания.
Существующее подразделение ЕС по вопросам дезинформации, т.н. Stratcom, в своем недавнем отчете отметило, что большинство иностранных информационных манипуляций в 2022 году были сосредоточены на нарративах, поддерживающих российское вторжение в Украину.
По словам чиновников ЕС, новый толчок в противодействии фейкам связан с лучшим пониманием моделей дезинформации.
«Мы не имеем целью определять, что люди могут говорить, а что нет. Зато наш мандат состоит в том, чтобы определить, что делают (те, кто создает фейки), отследить, задокументировать их действия и разоблачить их», — заявил журналистам чиновник ЕС накануне публикации отчета, ставшего первым документом такого типа от Stratcom.
В отчете собрана информация из 100 кейсов о тактике, методах и процедурах, которые Россия и Китай используют для манипулирования информационным пространством.
Согласно данным, попавшим в отчет, методы, которые используют авторы манипуляций, преимущественно основаны на использовании изображений и видео, а распространение фейков осуществляется через обширную сеть.
Используется перекрестное размещение фейков на разных платформах, сообществах и группах, говорится в отчете. При этом техника распространения дезинформации и других информационных манипуляций многоязычна: они редко появляются только на одном языке.
Кроме того, Stratcom ЕС констатирует особую вовлеченность российских и китайских дипломатических каналов в распространение «дезы».
«Что касается Китая, то наблюдается определенная активность в использовании нарративов, которые китайские действующие лица практически копируют с российских сценариев», — объясняет чиновник ЕС.
«Но наше заключение заключается в том, что нет конкретной координации, а использование скорее оппортунистическое», — добавил чиновник, отметив, что китайские источники часто берутся за распространение нарративов, связанных с критикой в адрес НАТО или с обвинениями в существовании биологического. оружия.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр