Этот документ попал в руки чеченских властей в 1998 году. Он был опубликован в местной прессе. Дальнейшие события полностью подтвердили факт разработки российскими спецслужбами плана спецмероприятий по дискредитации Чечни в преддверие новой агрессии.
Все последующие события (установление Путиным фактической диктатуры в России, нападение на Грузию, Украину, захват Крыма, гибридная война против Запада, реваншизм) показывают, что Кремль действует по одной и той же методичке, основные пункты которой изложены в этом секретном документе, разработанном для захвата Чечни.
***
Для служебного пользования.
Строго конфиденциально.
Тема: Спецмероприятия по нейтрализации очагов сепаратизма на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан)
Важность:
Выбирать средства не приходится. О морали, в этой ситуации, надо помнить только в контексте того, что для нас является аморальным потерять Россию. Защита державы — высшая мораль для русского народа и его политической элиты. Отказ от защиты, мотивированный аморальностью ряда необходимых с нашей стороны действий в Чечне, преступен, ибо наносит удар по самой России.
Наши действия:
Во что бы то ни стало расколоть правящую уголовно-политическую элиту в Чечне. Масхадов должен ненавидеть Басаева, Басаев — Арсанова, Арсанов — Удугова, Удугов — Гелаева и т. д. Все должны враждовать друг с другом.
Чеченский квазипарламент, где заседают вчерашние бандюги, нарядившиеся в цивилизованные костюмы, но не имеющие понятия, что такое парламентская деятельность, необходимо навязать борьбой за власть и влияние против масхадовского правительства. Давно замечено, что чеченцы склонны к аффектам и показухе. Необходимо использовать их низменные инстинкты. Пару заметных интервью на телевидении России для так называемого парламента или Радуева будет достаточным, чтобы они почувствовали себя спасителями чеченской нации.
Нужно активно использовать наши СМИ. В Чечне смотрят все основные российские телеканалы. Необходимо воздействовать на подсознание чеченской толпы и их лидеров. Побольше внимания прессы к тем, кто высказывает властные амбиции. Масхадов должен чувствовать, что конкуренты дышат в затылок.
Усилить работу пропаганды. Слух – один из важнейших факторов чеченской общественной жизни. Крайняя [восприимчивость] характера чеченцев всегда использовалась царскими генералами, затем советской властью, как рычаг контроля за поведением. Поэтому побольше негативных слухов.
Люди по своей природе склонны к фантазиям и гипертрофированному восприятию реальности. Поэтому, чем неправдоподобней, тем лучше. При этом череда слухов не должна прерываться.
Сегодня пусть говорят о болезни Масхадова, завтра о ссоре между Басаевым и Удуговым, послезавтра о баснословных доходах Арсанова. Периодически можно подбрасывать слушок о готовящемся бегстве Масхадова, что может существенно ограничить зарубежные вояжи чеченского президента, или о готовящемся заговоре Гелаева и Яндарбиева.
Используя наши СМИ, уверенно и решительно утверждать о продажности чеченских лидеров. Подготовить [серию] статей и утечку информации с использованием материалов из радиоперехватов и телефонных разговоров. При соответствующей компиляции фрагментов, телефонных разговоров, можно подготовить высококачественный компромат.
Использовать религиозный фактор, как наиболее предпочтительный для пропаганды. В Чечне разветвленная сектантская структура, представители которых недолюбливают друг друга, а порой и враждуют. За время войны укрепил позиции исламский фундаментализм.
Необходимо использовать разногласия всех этих течений и натравливать друг на друга. Важно знать, что, если нам удастся столкнуть между собой религиозные группы, мы надолго возьмем ситуацию в Чечне под контроль. Поэтому, необходимо высветить из общей массы наиболее непримиримых чеченских лидеров и каждому приклеить ярлык. Наиболее действенный для чеченского сознания — ярлык ваххабизма. Вообще нужно отметить, что этот ярлык практически безотказно действует в Чечне и Дагестане.
Уверенно и решительно нужно помечать «ваххабитов» через наши СМИ, агентов и систему слухов. Это стратегия должна, в конечном итоге, привести к непримиримому противостоянию сторонников суфистского направления и исламистов, которое в перспективе трансформируется в столкновение между чеченскими патриотами и исламскими фундаменталистами. Важно обострить чеченский национализм и направить его против исламизма.
Опыт младотурков во главе в Кемалем Ататюрком показывает, национализм наиболее эффективный способ противостоять исламизму. Нужно постоянно утверждать, что исламисты хотят арабизировать чеченцев.
Нужно периодически возбуждать чеченцев идеями их исключительности и превосходства над другими народами. Исламский фактор прошедшей войны оттеснить и увести на задний план. В сознание народа вбить мысль о чеченском мужестве и смелости, которая несвойственна другим народам, а присуща только чеченцам. Нужно обвинить исламских фундаменталистов в тайных и коварных замыслах арабизировать Чечню. Ислам должен ассоциироваться у чеченцев с арабизацией.
Массированная идеологическая обработка должна сопровождаться конкретными мероприятиями на территории Чечни.
Первый план — информационная изоляция Чечни
Второй план — тотальная изоляция
Задача первого плана решается просто – в нищей республике нетрудно найти людей, которые захотят заработать деньги – побольше и сразу. Это можно сделать с помощью журналистов и сотрудников гуманитарных организаций. Они должны стать товаром. На следующем этапе, товаром должны стать все, кто имеет деньги. Очевидно, что наибольший эффект будет получен, если объектом нападений станут соседи Чечни.
Реализация предлагаемых спецмероприятий даст Федеральному руководству время для подготовки более тщательных шагов по дезинтеграции Чечни, расколу и дискредитации лидеров сепаратистов. Чечня должна быть поделена на зоны влияния чеченских лидеров и группировок.
Наша задача в этом случае будет заключаться в организации враждебных действий лидеров и группировок друг против друга. Наиболее действенным способом разжигания страстей является оскорбление религиозных убеждений и физическое устранение противников по религиозному признаку.
Варианты: поджоги культовых сооружений (мечети, кладбища, мавзолеи и т.д.) и взаимные оскорбления на митингах и в СМИ, с последующим обвинением действий враждующих друг с другом группировок.
Наши СМИ, при внешней нейтральности к происходящим событиям, должны постоянно давать информацию о готовящихся новых враждебных действиях одной группировки (или лидера) против другой, или давать различные версии происходящих событий.
Пример №1:
«[Чеченцы] склонны считать, что осквернение культового сооружения – дело рук ваххабитов. Тут же следом дать краткую справку об идеологии ваххабизма, не признающего культа».
Пример №2:
«Взрыв бомбы в здании Шариатского суда является местью родственников осужденного боевика радуевской армии, который был приговорен к тюремному заключению за незначительный по чеченским меркам проступок, но строго наказуемый Шариатом».
Затем, посетовать на то, что Шариатские суды ограничивают свободолюбие чеченца, и чеченцы вряд ли захотят расстаться со своей вольностью, которая оберегалась ими даже во времена Шамиля.
Комплекс спецмероприятий в Чечне призван, в конце концов, вернуть контроль России над маленькой территорией. Поэтому, под любым предлогом необходимо растянуть переговоры до 2001 года, и тщательным образом приготовиться к решающим действиям.
Важно также подчеркнуть, что все наши усилия и планы могут быть напрасными, если не будет соответствующего финансирования. В условиях перманентной реорганизации силовых структур важно также создать специальную межведомственную группу по Чечне, которая взяла бы на себя полную ответственность по восстановлению контроля России над своим взбунтовавшимся субъектом.
Chechen.info
по тексту публикации «Кавказский вестник» 1998 год