Все последние дни из Сирии и Турции приходят сообщения о резком наращивании военной группировки турецких войск в Идлибе и Алеппо.
По последним данным, которые, впрочем, официально пока не подтверждены, с начала февраля в Идлиб и Алеппо были введены 2 тысячи единиц военной техники турецкой армии, в т.ч. ракетных систем, артиллерии и 500 танков. Численность турецких солдат превысило 10 тысяч человек.
В интервью Рейтер турецкий военный чиновник отказался сказать точно, какое количество войск было переброшено в Сирию, но назвал это число «значительным количеством».
Между тем министр обороны Турции Хулуси Акар заявил журналистам, что наблюдательные посты в Идлибе будут оставаться на своих местах, несмотря на то что некоторые из них оказались в окружении войск режима Асада, русских и иранцев. При этом Анкара вновь и вновь предупреждает, что ответит незамедлительным ударом на любую атаку против турецких военных.
Хулуси Акар также предупредил, что Турция изменит свой план действий на северо-западе Сирии, если соглашения о т.н. зонах деэскалации не будут соблюдены в полной мере.
Турецкий министр указал на то, что договоренности грубо нарушены режимом Асада. Анкара несколько раз призвала Москву оказать давление на Асада и прекратить бомбежки и наступление в Идлибе. Президент Турции Эрдоган открыто заявил, что если Россия не может воздействовать на Асада, то турецкая армия предпримет самостоятельные шаги.
«Если соглашение будут нарушаться и дальше, то в этом случае у нас есть план B и план C», - заявил министр обороны Хулуси Акар в интервью, опубликованном в турецком издании Hurriyet, сообщает аль-Джазира.
«Мы при каждом случае говорим - не заставляйте нас, иначе наши планы «B» и «C» готовы к реализации».
Акар не стал уточнить, что это за планы, но сослался на военные кампании Анкары в Сирии с 2016 года.
«Наши наблюдательные посты останутся на своих местах в рамках соглашения», - сказал Акар. «Если возникнут какие-либо препятствия, мы четко заявили, что сделаем то, что необходимо».
Напомним, что в рамках соглашения от 2018 года с Россией Турция создала 12 наблюдательных постов в Идлибе. На сегодняшний день по крайней мере 3 из них окружены войсками Асада, иранцами и русскими.
Несколько дней назад Эрдоган выдвинул Асаду ультиматум. Он потребовал покинуть территории, захваченные его войсками в зоне деэскалации до конца февраля, предупредив, что если это не будет сделано, Анкара отбросит их назад. Он также призвал Москву убедить режим Асада прекратить продолжающееся наступление.
Между тем ситуация обостряется с каждым днем и потенциал для крупного военного конфликта увеличивается. Асадиты, иранцы и русские наращивают удары по Идлибу и по районам Алеппо, подконтрольным повстанцам.
С начала декабря из Идлиба бежали около 600 000 человек, 80% из которых дети и женщина. Население провинции Идлиб составляет 3 млн. человек, вместе с беженцами, которые покинули свои дома из других регионов Сирии.
На этом фоне в ООН заговорили о новом масштабном гуманитарном кризисе, который развивается у границ Турции. В свою очередь Анкара заявляет, что не может принять еще 3 млн. беженцев из Сирии, т.к. в Турции уже находятся 3,6 млн. беженцев.
Судя по тому, что турки стали активно наращивать вооруженную группировку в Идлибе, в Анкаре полагают, что лучше использовать армию и остановить войска Асада и исход людей из Идлиба, чем столкнуться с мощной волной беженцев, которая может дестабилизировать ситуацию в самой Турции.
На этом фоне асадиты, русские и иранцы продолжают наступление. Несколько дней назад был захвачен Саракиб, расположенный на пересечении стратегической автомагистрали M5, которая связывает Алеппо с Дамаском.
После захвата Саракиба под контролем повстанцев остается чуть более половины провинции Идлиб а также осколки соседних провинций - Алеппо и Латакия.
Наблюдатели указывают в этой связи, что потенциал военной конфронтации в регионе резко увеличился.
В социальных сетях распространяется данные о том, что Турция может начать военную операцию против наступающих войск асадитов уже в ближайшие 48 часов. Между тем каких-либо официальных заявлений от командование турецкой армии на этот счет не поступало.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр