Агентство Рейтер пишет, что Объединенные Арабские Эмираты финансируют генерала Хафтара, пытающегося свергнуть признанное ООН правительство Ливии. Они помогают возглавить коалицию государств, осуществляющих экономическую блокаду Катара, несмотря на призывы США разрешить спор.
Они наняли бывших сотрудников Агентства национальной безопасности США (АНБ) в качестве элитных хакеров для шпионажа, в том числе, якобы «даже за американцами». И при всем при этом ЦРУ США не шпионит за ОАЭ.
Об этом агентству Рейтер сообщили три бывших сотрудника ЦРУ, знакомых с этим вопросом. Некоторые неосведомленные критики называют это «опасной близорукостью американской разведки». Однако знающие суть вопроса эксперты совсем не озабочены таким положением дел.
По словам бывших сотрудников разведки, такая практика относит ОАЭ к чрезвычайно короткому списку стран, в которых ЦРУ применяет подобный подход. В их число входят еще четыре члена разведывательной коалиции под названием «Пять глаз»: Австралия, Новая Зеландия, Британия и Канада.
По словам бывших сотрудников ЦРУ, американская разведка собирает информацию почти во всех других странах, где Соединенные Штаты имеют значительные интересы, включая некоторых ключевых союзников. Кроме ОАЭ и вышеперечисленных государств.
При этом, разведка США не игнорирует ОАЭ полностью. АНБ осуществляет электронное наблюдение внутри ОАЭ, сообщили Рейтер два источника, знающих об операциях ведомства. ЦРУ сотрудничает с разведкой ОАЭ в области обмена разведданными об общем враге – «аль-Каиде».
Источники Рейтер сетуют, что ЦРУ не собирает «человеческие разведданные» - самую ценную и труднодоступную информацию - от информаторов из ОАЭ об автократическом режиме этого государства. Например, для разведки очень важны данные о внутренней политике и взаимной вражде в правящих семьях (кланах) арабских монархий.
Один из бывший чиновник администрации Трампа посетовал, что отсутствие разведданных об ОАЭ вызывает тревогу, мол, поскольку арабская монархия действует как «страна-угроза» в таких стратегических государствах, как Ливия и Катар, а также за их пределами в Африке.
В Судане ОАЭ потратили годы и миллиарды долларов, поддерживая президента Омара Хасана аль-Башира, который долгое время находился у власти, а затем его бросили и поддержали свергнувших аль-Башира военных.
ОАЭ также создали военные базы в Эритрее и самопровозглашенной республике Сомалиленд.
«Переверните любой камень на Африканском Роге и найдете там ОАЭ», - сказал бывший чиновник администрации Трампа.
В Йемене ОАЭ и Саудовская Аравия возглавили коалицию, ведущих борьбу с проиранскими шиитами хуситами, но недавно ОАЭ начали вывод своих войск. Конгресс США принял резолюции о прекращении поставок оружия в Саудовскую Аравию и ОАЭ, но Трамп наложил на них вето.
По данным Центра за ответственную политику, с 2017 года правительство ОАЭ потратило на лоббистов в США $ 46,8 миллиона.
При этом ОАЭ укрепляют связи с Россией, включая широкое стратегическое партнерство, соглашение о котором было подписано в прошлом году ради сотрудничества в области безопасности, торговли и на рынке нефти, а также с Китаем, куда наследный принц Абу-Даби и фактический правитель ОАЭ шейх Мухаммад бен Заид совершил в прошлом месяце трехдневный визит для участия в экономическом форуме ОАЭ-Китай.
Между тем хорошо знающие вопрос эксперты по национальной безопасности, не углубляясь в тему, дали понять Рейтер, что интересы США и ОАЭ «в достаточной степени согласованы, чтобы объяснить отсутствие шпионажа».
«Их враги - наши враги», - коротко прокомментировал ситуацию Норман Рул, бывший сотрудник ЦРУ, имея в виду прежде всего «аль-Каиду».
«Действия Абу-Даби способствовали войне с терроризмом, особенно против «аль-Каиды» в Йемене» - объяснил он.
Укажем в этой связи, что основной причиной вхождения ОАЭ в т.н. арабскую коалицию в Йемене была война против аль-Кайды (АКАП), а не против хуситов-шиитов. Последние события в Адене и на юге Йемена это доказывают.
Наследный принц Абу-Даби контролирует внешнюю политику ОАЭ вместе с небольшой группой советников. Советником по национальной безопасности он назначил своего получившего образование в США брата шейха Тахнуна бен Заида, фаната смешанных единоборств, владеющего конюшней арабских скакунов. Его сын, шейх Халид бен Мухаммед, руководит обширной внутренней сетью наблюдения.
Рост интервенционизма ОАЭ приходится на 2011 год. Массовые протесты с требованием демократизации во всем регионе во время так называемой «арабской весны» вызвали в правящем клане ОАЭ беспокойство сохранением собственной власти, сказала Джоди Виттори, бывший офицер разведки ВВС, ныне сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.
Как и многие королевские семьи Персидского залива, лидеры ОАЭ рассматривали демонстрации как угрозу монархическому правлению в регионе. С тех пор они боролись с подъемом политического ислама и «Братьев-мусульман» - международной исламской партии, которая ненадолго пришла к власти в Египте после протестов 2011 года, приведших к свержению президента Хосни Мубарака.
ОАЭ прекратили оказывать финансовую поддержку Египту, когда в 2012 году президентом был избран кандидат «Братьев» Мухаммед Мурси, но после того, как год спустя армия Египта свергла Мурси, возобновили отправку миллиардов долларов помощи. (Укажем, что свержение Мурси было организовано на деньги ОАЭ и Саудовской Аравии – КЦ)
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр