Наследник саудовского престола принц Мухаммад бен Салман рискует вскоре лишиться своей власти. В королевство возвращается его опальный дядя, принц Ахмед бен Абдель-Азиз, который некоторое время провел за границей из-за опасений за свою жизнь.
Возвращение родного брата короля Салмана бин Абдель-Азиза происходит под гарантии западных стран, утверждают источники. Результатом поездки принца Ахмеда в Саудовскую Аравию может стать смена наследника престола. В любом случае в Эр-Рияде предстоят серьезные переговоры.
О том, что принц-диссидент возвращается после продолжительного пребывания в Британии, сообщил шеф-редактор портала Middle East Eye Дэвид Хирст.
Последовательный критик политики принца Мухаммада, его дядя Ахмед бин Абдель-Азиз отправился домой только после того, как британские и американские власти дали ему гарантии безопасности.
«Он и другие члены королевской семьи осознали, что принц Мухаммад бен Салман становится токсичным, — приводит Middle East Eye слова саудовского источника, близкого к дяде Мухаммада. — Принц хочет сыграть свою роль, чтобы инициировать перемены, а это означает, что он сам будет играть значительную роль в любых новых договоренностях или в выборе альтернативы Мухаммаду бен Салману».
Источник обращает внимание, что, помимо гарантий западных государств, принц Ахмед защищён своим высоким статусом.
К Ахмеду бин Абдель-Азиз у его племянника, принца Мухаммада есть серьёзные претензий. Родной брат короля в 2017 был одним из членов семейного Совета верности, тайного органа, решающего в том числе вопросы престолонаследия.
Когда решался вопрос о наследном принце, Ахмед бин Абдель-Азиз выступил категорически против фигуры Мухаммада бин Салмана. Когда же его племянник был назначен преемником короля Салмана, принц Ахмед так и не дал ему присяги на верность.
В сентябре 2018 года гнев саудовского правящего дома вызвали критика принца Ахмеда по поводу войны в Йемене, где Саудовская Аравия вместе с другими союзными ей арабскими странами ведет бомбардировки мятежных формирований шиитов-хуситов.
Очевидно, что против принца Мухаммада бин Салмана сыграло дело журналиста Джамаля Хашогги, который 2 октября пропал в саудовском консульстве в Стамбуле и, как позже выяснилось, был убит саудовской командой киллеров из числа действующих сотрудников спецслужб, дознавателей и чиновников. Труп Хашогги расчленили.
Согласно официальной версии Эр-Рияда, саудовский правящий дом не имеет никакого отношения к смерти журналиста, который был известен своими откровениями о внутренних делах королевства. Эр-Рияд повесил вину на 18 человек, которых арестовали.
Однако попытки правящего режима переложить ответственность на «самостоятельные действия представителей низовых структур власти» никого не убеждают.
Все уверены в том, что приказ о расправе над журналистом отдал лично наследный принц. В этой ситуации против наследника престола может сложиться целый альянс разных сил.
Одна из причин — не только дело Хашогги, но и его посягательство на привилегии лидеров Национальной гвардии Саудовской Аравии —структуры, которая состоит из крупнейшим племен, населяющих не только королевство, но и соседствующие с ним страны. Попытка ослабить Национальную гвардию привела к тому, что племенные лидеры обратились за помощью лично к королю Салману, и ему пришлось вмешаться.
Западные страны не могут игнорировать происходящее нарастающий имиджевый кризис Саудовской Аравии. Скандал вокруг действий принца Мухаммада бьет и по их репутации. Так, США и Британия пока остаются крупнейшими поставщиками вооружений в королевство.
Кроме того, стало известно, что с наследным принцем тесно контактирует еврейский зять Трампа Кушнер. По данным американского конгрессмена от штата Техас Хоакин Кастро зять и главный советник президента США Джаред Кушнер, может быть замешан в убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги.
С его слов стало известно, что именно Кушнер передал принцу Мухаммаду бин Салману «список врагов», которых наследник саудовского престола должен уничтожить.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр