12 числа месяца рамадан 13 года хиджры (9 ноября 634 г.) произошла битва аль-Бувейб между 12-тысячным исламским войском под командованием Мусанны ибн Хариса и 150-тысячной персидской армией под руководством Михрана. Доблестные мусульманские воины, среди которых было много сподвижников, нанесли сокрушительное поражение противнику.
Потери персов были столь значительны (более ста тысяч человек), что место битвы получило название «Поле десятков»: сто воинов хвастались, что каждый сразил своим копьем по десятку врагов. Победа в этом сражении имела для мусульман огромное психологическое значение.
Дело в том, что буквально за две недели до битвы при аль-Бувейбе персы нанесли тяжелое (и единственное) поражение мусульманам при Кусе ан-Натифе, в «Битве у моста», на дороге из Хиры в Ктесифон. На поле боя погиб командующий Абу Убейда ибн Масуд ас-Сакафи. Мусульманам удалось выстоять и вырваться из окружения благодаря Всевышнему Аллаху, а после Него высочайшему присутствию духа Мусанны ибн Хариса и его отряда.
Несмотря на тяжелые раны Мусанна навел порядок в армии и сдерживал натиск персов, пока все воины не переправились через восстановленный мост над Евфратом. Главнокомандующий персов Бахман решил не преследовать уцелевших в битве мусульман, поскольку в тот момент до него дошли вести о восстании в аль-Медайне. Отказавшись от своего замысла, он поспешил к своей вотчине.
Умар ибн аль-Хаттаб спокойно воспринял известие о поражении. Он обратился к мединцам со следующими словами: “Поистине я защитник каждого верующего, лицом к лицу встретившегося с врагом, даже если его постигла неудача. Да смилостивится Аллах над Абу Убейдой и да простит его! Даже если бы он выжил и нашел пристанище на каком-нибудь песчаном холме, то я, безусловно, стал бы его защищать”. После этого халиф объявил о массовой мобилизации добровольцев для войны с Персией.
Между тем, остатки армии мусульман под командованием Мусанны отступили к Уллейсу. Здесь им удалось перегруппировать силы и набрать в свои ряды новобранцев. Вскоре Мусанна получил сообщение, что против него собирается огромная армия. Это лишь еще больше подняло боевой дух мусульман. “Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (сура “Аль Имран”, аят 173).
Мусанна двинулся на западный берег Евфрата к аль-Бувейбу. И там, недалеко от будущего города Куфа, стал ожидать противника на подходе к мосту. Халиф Умар предостерегал его, чтобы он больше не подвергал риску своих людей, переправляясь через реку до окончательной победы, как произошло при Кусе ан-Натифе.
Помня хадис: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы» и выполняя наказ халифа, Мусанна позволил вражеской армии беспрепятственно пройти по мосту. Персы двигались тремя огромными колоннами, во главе каждой шло по слону, в сопровождении охраны из пеших воинов. Все их 150-тысячное войско двигалось с большим шумом и грохотом.
По приказу Мусанны мусульманские воины прервали пост рамадан и перед решающей битвой подкрепились полноценной трапезой. Мусанна скакал вдоль рядов на своем любимом коне, призывая своих воинов проявить себя, как подобает мужчинам: «Ваша доблесть в этот день должна стать легендарной! Будьте спокойны, как сама смерть! Если обращаетесь друг к другу, то говорите шепотом! Никто из нас не побежит сегодня с поля боя!» И мусульмане отвечали ему подобными же словами, ибо они горячо любили своего главнокомандующего.
Сигналом к битве должен был послужить такбир: «Аллаху акбар!», повторенный трижды. Затем с четвертым такбиром должно было начаться общее наступление. Но едва Мусанна успел прокричать первый такбир, как персидские воины, уверенные в своих силах, бросились в атаку.
Первые ряды мусульман были смяты под натиском врага. Видя их тяжелое положение, Мусанна тут же подозвал одного из вождей и приказал ему немедленно передать воинам свое послание: «Эмир передает вам салям и говорит, что вы не должны в этот день постыдить мусульман». Они отвечали: «Нет, мы не постыдим!» И тогда разрозненные и поредевшие ряды, принявшие на себя первый страшный удар персов, сновь сомкнулись.
Бой был долгим. Мусанна скакал на своем резвом коне между рядами мусульман, подбадривая их словами: “Не позорьте сегодня мусульман! Помогите Аллаху, и Он поможет вам!” Понимая, что из-за огромного численного превосходства персов затягивание боя не выгодно мусульманам, Мусанна подозвал к себе некоторых вождей арабских племен.
Он приказал им выбрать несколько смельчаков, которые смогли бы выполнить сложнейшую задачу: подобраться к командующему персов Михрану и убить его. Как передают историки, это удалось сделать Джариру ибн Абдуллаху (по другим сведениям аль-Мунзиру ибн Хассану), который отрубил персидскому предводителю голову.
Получив это известие, Мусанна приказал всем воинам нанести решающий удар по противнику. Мусульмане усилили натиск и под яростным напором центр персов дрогнул. Когда пыль улеглась, фланги мусульман, до тех пор отжатые противником в стороны, приободрились и понеслись вперед.
Персидские воины бросились к мосту. Однако Мусанна первым добрался до моста и перерезал противнику путь к отступлению. В отчаянии персы бросились на своих преследователей. Но немногочисленный отряд мусульман во главе с Мусанной отбил яростную контратаку.
Как рассказывал позже один из участников этого столкновения: «Враги, гонимые нами, были остановлены рекой, и, не найдя пути к отступлению, повернулись и кинулись на нас. Кто-то крикнул нашему командиру обратить свое знамя обратно. “Мое дело, — отвечал тот, — нести знамя вперед, а не назад”. Так что мы ринулись вперед и изрубили их, ни один из них даже до берега реки не добрался».
Как было упомянуто ранее, персы оставили на поле боя более ста тысяч человек. Долгие годы кости убитых убеляли равнину, и жители будущей Куфы даже годы спустя натыкались на следы этой битвы. Мусульмане также понесли существенные потери. Около четырех тысяч воинов стали с дозволения Аллаха мучениками за веру.
В их числе был и брат Мусанны. Его принесли с поля боя уже смертельно раненым. Ухаживая за своим братом, Мусанна слышал, как тот говорил: «Возвысьте знамена бану Бакр, и Господь возвысит вас! Да не опечалит вас моя гибель!» Когда он скончался, Мусанна похоронил его вместе с остальными мучениками за веру. После погребения Мусанна встал перед стройными рядами доблестных воинов и произнес: «Горе мое смягчено тем, что они остались непоколебимы! Они не отступили ни на шаг! И вот они лежат здесь — мученики аль-Бувейба!».
Спустя несколько месяцев после великой победы при аль-Бувейбе, скончался и сам Мусанна. Он так и не оправился от тяжелых ран, полученных в «Битве на мосту». Да смилуется Аллах над ним и всеми мусульманами, отдавшими свою жизнь за религию Аллаха!
Источники: musulmanin.com