Конгрессмены-демократы потребовали от Трампа разъяснений по поводу того, почему его администрация позволила главарям российских спецслужб, находящимся под санкциями США и ЕС, встретиться на прошлой неделе в Вашингтоне с представителями американской разведки — в первую очередь с директором ЦРУ Майком Помпео, сообщает «Голос Америки».
Высокопоставленный сотрудник американский разведки, находящийся в Москве, также был отозван в Вашингтон на встречу с главой ЦРУ, рассказал газете WP анонимный источник.
По словам русского бандпосла в США, главарь СВР Нарышкин и главарь банды ГРУ Коробов приезжали в США, чтобы обсудить т.н. «контртеррористические усилия с американскими коллегами». Напомним, что в США именно ГРУ обвиняют в организации атак на американские выборы. При том Помпео умолчал, что в составе русской делегации был Коробов.
Два анонимных источника в правительстве США также рассказали, что на встрече в Вашингтоне присутствовал главарь банды ФСБ Александр Бортников. Все они находятся в санкционных списках США и Евросоюза, введенных в 2014 году в ответ на российскую агрессию в восточной Украине.
Обратившись к директору Национальной разведки Дэну Коутсу, лидер демократического меньшинства в Сенате Чак Шумер потребовал к 9 февраля обнародовать подробности встречи. У него вызвало подозрение время этого визита, поскольку он состоялся всего за несколько дней до того, как администрация Трампа отказалась не вводить новые санкции в отношении членов банды Путина и «олигархов», указанных в «кремлевском докладе», опубликованном 29 января.
Шумер намерен выяснить, почему было дано разрешение на приезд в страну Нарышкина и Бортникова, кто его дал, какие еще российские чиновники входили в состав делегации и находятся ли они под санкциями.
Шумер также требует от Коутса рассказать, что обсуждалось на встречах и встречались ли русские с представителями администрации Трампа, Госдепартамента, Минобороны или Совета по национальной безопасности.
«Поднимали ли представители американских властей, встречавшиеся с Нарышкиным, вопрос о российском вмешательстве в выборы 2016 года? Если нет, то почему? Если да, каков был его ответ?», — спрашивает Шумер.
Аналогичное беспокойство выразил сенатор-демократ от штата Мэриленд Бен Кардин, высокопоставленный член сенатского Комитета по международным отношениям. По его словам, тот факт, что о встрече сообщила российская сторона, показывает: Москва с гордостью демонстрирует, что находящиеся под санкциями чиновники могут приезжать в США.
Госдеп отказался комментировать ситуацию, заявив, что визовая информация по закону является конфиденциальной.
В ЦРУ также отказались комментировать встречи, ограничившись тем, что любое взаимодействие с представителями иностранных разведок проводится в соответствии с американским законодательством и согласовывается с соответствующими департаментами и ведомствами.
В интервью Би-би-си глава ЦРУ Помпео кратко заявил, что обсуждал с русскими «угрозу возвращения членов ИГ в Россию и Среднюю Азию». При этом он назвал главарей русских спецслужб, ведущих против США кибервойну, «коллегами», объяснив, что Россия хотя и «оппонент с ядерным потенциалом, но в борьбе с терроризмом нужно работать вместе».
Необычный визит вызвал обеспокоенность у некоторых американских чиновников, что Москва может интерпретировать эту встречу как знак того, что администрация Трампа готова переступить через проблему вмешательства в выборы, как говорят бывшие и настоящие сотрудники разведки США, пишет The Washington Post.
Настоящие и бывшие сотрудники разведки США говорят, что они не могут вспомнить, когда в Вашингтон приезжало сразу так много руководителей российского аппарата разведки и безопасности и встречалось с высшим американским чиновником. Их беспокоит то, что Кремль может решить, что США готовы простить России ее действия и не решатся активно предотвратить будущее вмешательство, отмечает издание.
Сейчас существует раскол среди оперативных элементов разведывательного сообщества США, которые хотят принять активные меры к наказанию и сдерживанию того, что они считают растущей угрозой со стороны России, и Белым домом, который ищет пути восстановления американо-российских отношений, по словам бывших и настоящих чиновников США.
Хотя на этой неделе Помпео предупредил, что Россия все еще представляет угрозу для американских выборов, все же его жесткие публичные заявления, как представляется, противоречат некоторым частным сигналам, которые получает агентство, о поиске путей сотрудничества с Россией, рассказал один американский чиновник сказал.
«В сфере разведки есть известная схема: просьба о тайном сотрудничестве, которое затем намеренно предается огласке, либо в отместку за что-то, либо с целью ослабить партнера по отношениям, которые уже имели манипулятивный характер. Мы не можем определенно утверждать, что именно это происходило с визитом Нарышкина, но хроника событий и контактов, которая всплыла на данный момент, безусловно, наводит на мысль, что какая-то подобная игра ведется», — пишет The Daily Beast.
«Не так давно Нарышкин признал: «Ввиду того факта, что я нахожусь в печально известных санкционных списках, есть определенные ограничения на посещение стран НАТО». Но затем он сказал: «Это правило не лишено исключений».
По-видимому, руководители разведки администрации Трампа сделали именно такое исключение с государственной целью борьбы против терроризма (таков один из часто повторяемых Трампом резонов для потепления в отношениях с Путиным). Но Россия — далеко не идеальный партнер по этому ключевому вопросу, если учесть, что у нее ужасный послужной список при решении своей проблемы терроризма, а также имеются хорошо обоснованные утверждения о причастности России к определенным крупным террористическим инцидентам», — пишет издание.
По мнению автора, Путин вначале, казалось, сердился из-за публикации списка чиновников и олигархов, составленного Министерством финансов США. «Мы готовы были предпринять ответные шаги, причем серьезные, которые скатили бы наши отношения к нулю», — сказал он, но затем добавил: «Но мы воздержимся пока от этих шагов».
Издание полагает: «Столь нехарактерная сдержанность со стороны Путина может объясняться тем фактом, что в долгожданном списке россиян даже не упоминаются санкции (правда, есть засекреченный список, в котором они могут упоминаться), а сам список так широк, что кажется скорее бессмысленным жестом, чем попыткой остеречь Россию от враждебных действий.
Кроме того, в понедельник Белый дом объявил, что не намерен налагать на Россию дополнительные санкции, так как уже наложенные - достаточный инструмент сдерживания. И, конечно, как показал случай Нарышкина, даже эти санкции не соблюдаются администрацией Трампа».
По утверждению издания, Путин и его кремлевские коллеги давно знают, что Трамп настроен против санкций в отношении России.
Автор заключает: «Когда от ФБР и расследований конгресса поступит больше доказательств касательно возможного сговора между лагерем Трампа и русскими, мы, возможно, узнаем, почему президент Трамп так упорно сопротивляется санкциям в отношении России. Но пока мы можем только гадать, что мог предложить ему Кремль взамен на его услуги путинскому режиму — и какое послание привез из Москвы (если привез) Сергей Нарышкин».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр