«Новая газета» сообщила об исчезновении Амины Автурхановой - вдовы Зелимхана Джабаева, который был казнен кадыровцами в ночь на 27 января 2017 года вместе с 26 другими местными жителями, похищенными после боев в Джохаре.
Кадыровцы похитили Джабаева из дома в декабре 2016 года. В течение нескольких недель жена носила ему передачи в местный марионеточный «Старопромысловский РОВД», где удерживали ее мужа. Однако затем Джабаев исчез, и никакие попытки Амины Автурхановой узнать о его судьбе не принесли результата.
Имя Зелимхана Джабаева всплыло в июле, когда «Новая газета» опубликовала статью о массовой казни в Чечне. Никому из 27 похищенных не было предъявлено никаких обвинений, все они были казнены.
Правозащитники «Мемориала» подтвердили задержание и последующее исчезновение 13 из 27 фигурировавших в расстрельном списке чеченцев и признали, что информация была тщательно проверена. Кадыровцы в частных беседах распространили информацию о том, что все убитые якобы были причастны к нападению на Хоси-юрт (где живет Кадыров) в августе 2010 года.
Официально Кадыров и его окружение объяснило публикацию «всплеском нездоровой фантазии» у журналистов, а в Кремле коротко отметили, что приняли к сведению опубликованные данные.
В сентябре т.н. «омбудсмен» Татьяна Москалькова приехала в Чечню, чтобы «разобраться» в ситуации, и встретилась с двумя чеченцами из «расстрельного списка». Позднее правозащитники выяснили, что гостье из Москвы предъявили не самих задержанных, а их братьев, которые остаются на свободе.
По данным «Новой газеты», перед приездом Москальковой Амину Автурханову вызывали в полицию, угрожая расправой, если она будет настаивать на расследовании обстоятельств гибели мужа. 6 сентябре ее вместе с грудным ребенком продержали в местном притоне «ОВД» около 12 часов. В последующие месяцы угрозы получала не только вдова, но и ее родители.
По данным газеты, женщину забрали из дома матери в селе Верхний Наур Надтеречного района Чечни. Предположительно, она находится в «РОВД Старопромысловского района», однако с момента похищения она не выходила на связь с родными, о ее судьбе нет никаких данных.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр